+7 495 741 21 02
+7 499 506 71 57
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ПОГОДА КАРТА САЙТА  
Аренда яхт
Описание яхт
Индийский океан:
Индийский/Тихий океан
Атлантический океан
Реки и каналы
Разное

Путеводитель "Речные круизы по Волге"

Москва — Углич

Покинув пределы столицы, наш теплоход продолжает движение по каналу им. Москвы. 

Граница Москвы проходит по мосту МКАД, но влияние громадного города еще долго будет ощущаться на берегах канала в виде мостов, плотной застройки, а также множества отдыхающих. Сразу за кольцевой дорогой начинаются кварталы подмосковного города Химки. В прошлом это почтовая станция и дачный поселок, ныне крупный промышленный центр, который производит широкий ассортимент товаров — от продуктов питания и текстиля до стройматериалов и ракетных двигателей. На этом участке канал пересекает еще одна магистраль - Октябрьская железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург. 

За железнодорожным мостом городская застройка несколько отступает от воды, освобождая пространство для перелесков и лугов, среди которых живописно раскинулись одно-, двухэтажные домики. Мы вступаем в дачное Подмосковье — любимое место отдыха жителей столицы. Справа просматриваются кварталы города Долгопрудный - некогда усадьба Виноградово-на-Долгих-прудах. В начале ею владел Г.Г. Пушкин, с 1729 г. — князь В.В. Долгоруков, с 1758 г. - обер-прокурор Сената А.И. Глебов, с 1790 г. - Е.И. Бенкендорф. В разное время усадьбу посещали Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов. В 1935—1938 гг. здесь работала первая отечественная дирижаблестроительная верфь, а сам поселок назывался Дирижаблестрой. Осенью 1937 г. дирижабль «СССР В-6» установил мировой рекорд, выполнив беспосадочный перелет продолжительностью 130 часов 27 минут. 

За железнодорожным мостом начинается Клязьминское водохранилище. Справа — поселок Хлебниково. Возник в 1835 г. как бумагопрядильная фабрика купца Лепешкина, получившая название Вознесенской мануфактуры. Рядом с поселком в заливах можно увидеть многочисленные суда - здесь находится ремонтная база пассажирского флота Московского речного пароходства. 

Над головой проплывает очередной мост, по которому идет автомобильная дорога из Хлебниково в Шереметьевский, раскинувшийся слева по ходу нашего судна. Это типичный подмосковный дачный поселок, население его многократно возрастает в теплое время года. За поселком — один из крупнейших в России аэропортов Шереметьево. О его существовании регулярно напоминают пассажирские авиалайнеры, пересекающие небо над головой. Очередной отрезок канала плавно изгибается между холмами. Справа на одном из них остается село Жостово — центр известного художественного промысла, возникшего в начале XIX в. по инициативе предпринимателей Вишняковых. Здесь изготавливают металлические подносы, расписанные крупными замысловатыми цветами. Они широко известны как в России, так и за ее пределами. 

Канал ведет в скромное по размерам Пяловское водохранилище. На его берегах много песчаных пляжей и лесов, они весьма далеки от городов и оживленных трасс. Это излюбленное место отдыха москвичей, которые прибывают по воде в Солнечную поляну — туристскую пристань (можно видеть слева по ходу). Напротив нее справа Витенево - деревенька, в которой писатель М.Е. Салтыков-Щедрин проводил почти каждое лето в период между 1862 и 1878 г. и куда приезжали погостить его друзья — Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.Н. Плещеев. 

Через 3 км мы входим в следующее на нашем пути водохранилище - Пестовское. Оно не менее привлекательно для отдыхающих, чем предыдущее. По правую сторону остается пристань Пестово, где в популярном доме отдыха (бывшая усадьба героя Отечественной войны 1812 г. генерала А.П. Ермолова) проводили свой досуг многие знаменитые деятели театрального искусства, в том числе К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.И. Качалов, И.М. Москвин. 

Слева по борту оставляем село Румянцево, где сохранилась усадьба в стиле барокко. У входа в очередной узкий участок справа стоит село Рождествено (бывш. Суворово), унаследованное великим русским полководцем от своего отца. В церкви XVIII в. находится усыпальница отца полководца В.И. Суворова. 

За коротким соединительным каналом следуют несколько километров пути по Икшинскому водохранилищу. Вплотную к его берегам подходят железная дорога и шоссе, которые далее сопровождают искусственный водный путь вплоть до Волги. Вместе с дорогами возвращается к каналу и современная цивилизация в виде поселков и городов, строения которых тянутся вдоль него почти непрерывной полосой. У поселка Икша находится первый на нашем пути (но 6-й по номеру, т.е. по счету от Волги) шлюз. Вход и выход из него украшают четыре башни с колоннами и скульптурными группами. Следует отметить, что это высшая точка на канале и на всем нашем маршруте до Астрахани. Мы пересекаем водораздел между бассейнами Москвы и Волги, который проходит по Клинско-Дмитровской гряде. 

Через 2 км входим в шлюз № 5. На подходе к нему возвышается скульптура морячки, в вытянутых над головой руках она держит парусное судно. Еще 2 км — и мы в районе деревни Подосинки (справа) минуем мост подмосковной кольцевой автодороги, которую за особенность покрытия называют «бетонкой». 

Следующий на нашем пути — поселок Деденево (слева). По преданию, в этом месте был убит хан Дедень (Дюдень), опустошавший в XIII в. окрестности Дмитрова. Здесь же проходим шлюз № 4, затем минуем железнодорожный мост. 

Спуск по «водной лестнице» идет быстро, и через 3 км достигаем шлюза № 3. На вершинах украшающих его башен установлены модели каравелл Христофора Колумба. Сразу за шлюзом проходим под мостом — Дмитровское шоссе, уже в пределах города Яхрома. Его развитие связано с текстильной фабрикой, существующей с середины XIX в. С 28 ноября по 8 декабря 1941г. город был оккупирован гитлеровскими войсками. Ко дню празднования 25-летия освобождения на восточном (правом при движении из Москвы) берегу канала был установлен 28-метровый памятник воинам Первой ударной армии. 

Практически сразу за Яхромой начинается древний Дмитров - по возрасту почти ровесник Москвы (1157). С борта теплохода видна преимущественно его современная застройка. В центре города сохранился крепостной вал, Успенский собор XVI в., а также Борисоглебский монастырь, Тихвинская церковь, дом Тугариновых. Жизнь прежде захолустного городка резко оживилась в связи со строительством канала, здесь находилось его управление. Ныне это значительный промышленный центр Подмосковья. 

Дальнейший путь вплоть до шлюза № 2 - а это более 40 км - идет по незаселенной местности. Канал большей частью проложен по насыпи высотой до 14 м. Поэтому с борта теплохода можно обозревать далекие пространства Верхневолжской низменности, в основном заболоченные леса, среди которых лишь изредка видны селения. Как правило, они расположены справа по ходу. Можно отметить село Надеждино, бывшее имение декабриста B.C. Норова, и Запрудню - старинный промышленный центр, ныне имеющий небольшое стекольное предприятие. 

Последняя на канале пристань Большая Волга. У входа в аванпорт волжского шлюза № 1 возвышается грандиозная гранитная статуя В.И. Ленина. Ранее напротив возвышался аналогичный по размерам памятник И.В. Сталину, от которого сохранился лишь постамент. 

Шлюз № 1 встроен в железобетонную плотину Иваньковской ГЭС. Спускаемся на 17 м и попадаем в участок почти неизмененного русла Волги, где еще можно увидеть, что представляла собой великая русская река до создания каскада водохранилищ, и даже заметить ее течение. На самом же деле даже здесь ощущается подпор следующей, Угличской плотины, и мы фактически сразу входим в одноименное водохранилище. 

Сразу же за плотиной на берегах начинаются кварталы самых молодых городов Верхнего Поволжья. Слева Иваньково, справа Дубна; оба сохранили названия существовавших здесь поселений. Первый возник во времена строительства ГЭС, второй — намного позже, в 50-х гг. XX в., и быстро приобрел мировую известность. Дубна - один из «наукоградов», сформировавшийся вокруг Объединенного института ядерных исследований. Он обладает уникальным оборудованием для проведения научных экспериментов, в том числе гигантским синхрофазотроном. В Дубне располагаются также филиалы Московского института радиотехники, электроники и автоматики, Научно-исследовательский институт ядерной физики Московского университета. 

За устьем реки Дубна заканчивается Московская область. Русло Волги еще мало изменено разливом водохранилища, ширина его 200-400 м. Правый берег лесист, но активно осваивается дачниками, левый, как правило, безлесен, селения на нем более часты. В 15 км ниже плотины, в месте впадения слева речки Кимерки, первый в пределах Тверской области город Кимры, берега здесь соединены автомобильным мостом. Село с таким названием известно с XVI в. Оно издавна славилось кожаных дел мастерами, которые на протяжении нескольких столетий снабжали обувью (преимущественно сапогами) не только население России, но и ее армию. Сохранился исторический центр с типичной купеческой застройкой. Новостройки располагаются в основном на правобережье, где находится станция Савелово (теперь она входит в черту города), которая дала название Савеловскому вокзалу в Москве. 

Ниже Кимр течение реки уже почти незаметно, русло становится шире, в нем появляются острова. По берегам много сел, есть пансионаты, дома отдыха, дачные поселки - так до устья реки Хотчи, где находится селение Белый Городок. Его «визитная карточка» — построенная в стиле классицизма Входоиерусалимская церковь с колокольней (1812—1825). Она стоит на самой кромке берега и видна с реки на большом расстоянии. Рядом в заливе-затоне видно много судов. Здесь зимует и ремонтируется грузовой флот Московского речного пароходства. Напротив, на левом берегу Волги, — «зеленая» стоянка у деревни Сосенки, к которой часто причаливают туристские теплоходы. 

Далее вниз ширина водного пути возрастает до 1 км и более, появляются многочисленные заливы и острова причудливых очертаний. Строения встречаются редко: мы вступаем в один из наименее населенных участков нашего маршрута. Обратите внимание на прекрасные сосновые леса на берегах, чистые песчаные пляжи. Доступ к ним затруднен, поэтому освоены они мало, зато имеющие собственную лодку или яхту добираются сюда по воде и наслаждаются отдыхом и рыбалкой. У села Медведицкое слева в Волгу впадает река Медведица, чуть дальше по правому берегу, на участке впадения Нерли (вытекает из Плещеева озера), появляются песчаные косы и острова. Ниже ее устья расположена пристань Новоокатово, где часто причаливают туристские лайнеры. Можно искупаться, прогуляться по лесу и посетить бывшую усадьбу писателя Д.И. Фонвизина, где теперь размещается дом отдыха. 

После Новоокатово деревни и села на берегах появляются все чаще, лесов становится все меньше. Через 10 км проходим под железнодорожным мостом, за которым слева виден длинный узкий залив в устье реки Кашинки. Напротив заросший сосновым бором остров, вокруг которого наш теплоход делает крутой разворот вправо. Первое, что бросается в глаза внимательному путешественнику впереди по курсу, — высокая стройная колокольня Никольского собора (1800), поднимающаяся прямо из воды. Мы приближаемся к Калязину - еще одному старинному купеческому городу на Волге, чьи строения, мало изменившиеся за последнее столетие, раскинулись на правом берегу в устье реки Жабня. Колокольня - это все что осталось от Калязинско-Троицкого монастыря, который, как и часть исторической застройки города, ушел под воду при заполнении водохранилища. В городе сохранились церкви Богоявленская (1781), Свято-Введенская (1882), Вознесения (1787) и жилые дома XVIII-XIX вв. В прошлом Калязин был известен цветными изразцами и кружевным промыслом, кружева делались из золотых и серебряных нитей, украшались жемчугом, пухом, мехом горностая и фигурными металлическими предметами. С городом связаны имена баснописца И.А. Крылова, писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, педагога К.Д. Ушинского и других выдающихся людей. 

От Калязина до Углича осталось пройти еще 45 км. Кончается Тверская область, начинается Ярославская. Водохранилище хотя и не выходит за пределы долины реки, но водная полоса расширяется до 2 км и более, местами до 3—4 км. Села чаще видны на левобережье, правый берег низкий, изрезан заливами и покрыт лесом. 

Водные пути центральной части России Оглавление путеводителя
РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ ПО ВОЛГЕ
Следующая страница путеводителя
РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ ПО ВОЛГЕ



Главная страница Карта сайта контактная информация Аренда яхт по всему миру
BUSSOL.RU - info@bussol.ru - Аренда яхт по всему миру:
| Аренда яхт на Средиземноморье| Аренда яхт в Турции | Аренда яхт в Хорватии| Аренда яхт в Греции | Аренда яхт в Италии | Аренда яхт на Лазурном берегу | Аренда яхт в Испании | Аренда яхт на Сейшелах | Аренда яхт на Карибах | Аренда яхт на о. Маврикий | Аренда яхт на о. Мадагаскар | Аренда яхт в Таиланде |
| Погода на курортах и маринах | Морская терминология | Список яхт. Описание яхт |
   
eXTReMe Tracker
    Web-дизайн:ИК