источник: www.vedomosti.ru
Олег Щелов
Для Ведомостей
26.02.2008, №34 (2056)
Грамотные инвесторы на сегодняшний день обратили внимание на
сферу создания, реконструкции и обустройства причалов и прилегающих
территорий. Из таких инвесторов выделяется американская компания
Island Capital Group (ICG). На ее счету, пишет газета International
Herald Tribune, реконструкция причала на острове Сент-Томас
(Американские Виргинские острова), где создана возможность для
швартовки самых крупных спортивно-прогулочных судов. На острове,
кроме того, построены великолепные жилые дома, отличный отель
и магазины роскоши. Общая стоимость проекта — $200 млн.
Еще одна огромная стройка открылась благодаря усилиям ICG в Дубае.
Здесь американцы скооперировались с местной компанией Nakheel
для создания просторных и современных причалов. В общей сложности
в Дубае будет построено 40 000 индивидуальных стоянок (в 2005
г. их было только 1000), что сделает Дубай одним из мировых яхтенных
центров. В Дубае под управлением компании находится 20 марин (некоторые
— в стадии строительства).
Подобный проект, но несколько меньших объемов ICG осуществляет
в Генуе, где строящийся новый причал на 600 мест
позволит подходить к берегу яхтам длиной 250 футов (76,2 м). Одновременно
здесь возводятся социальные и коммерческие объекты.
Пламенная страсть
Тяга к яхтам и катерам становится характерной чертой современного
человека, располагающего достаточными средствами. Эту тенденцию
чутко уловил еще один американец — Стивен Найт, основатель и генеральный
директор компании Yacht Clubs of the Americas (YCOA). Он решил
сделать на этом бизнес и предложил лицензионным брокерам подзаработать
на продаже морских стоянок во Флориде и в Карибском море, получая
за сделки 3% комиссионных.
По данным сертифицированных государственных оценщиков Флориды,
последние восемь лет стоянки дорожали в среднем на 35% в год.
15% покупателей морской недвижимости, выставляемой YCOA, — не
яхтсмены, а обычные инвесторы, цены на жилье начали падать, и
люди ищут иные пути капиталовложений. Сделки с недвижимостью на
воде регулируются теми же нормами, что и с обычными многоквартирными
домами, и дела идут гладко. YCOA вложила более $300 млн в развитие
инфраструктуры входящих в нее многочисленных клубов. В каждом
клубе есть полный набор услуг, начиная от ремонта морской техники
и заканчивая сауной, подогреваемыми плавательными бассейнами,
ресторанами и кофейнями. Недвижимость каждого клуба находится
под круглосуточной охраной. Средняя стоимость одной стоянки колеблется
от $140 000 до $500 000.
По официальной статистике, только во Флориде в 2006 г. зарегистрировано
более 1 млн личных плавучих средств и около 700 000 индивидуальных
стоянок. А спрос между тем растет, и кажется, что ему не будет
конца. Поэтому владельцы кровно заинтересованы в постоянном улучшении
причалов.
Чтобы хотя бы частично утолить голод и получить приличные барыши,
турецкая девелоперская компания Mehmet Bayraktar собирается в
течение ближайших двух лет возвести в Майами яхт-курорт
Island Gardens, который должен затмить остальные и перетянуть
к себе клиентов из других популярных регионов мира. Стоимость
проекта — $600 млн. Основу комплекса составят две башни-отеля
— Shangri-La и Westin. В комплексе будет 12 ресторанов и магазины
роскоши.
Власти держат нос по ветру
Тенденции, которые уловили инвесторы, понимают и власти, которые всячески
стремятся поддерживать яхтсменов в их начинаниях. А интересных инициатив
немало. Так, французская федерация владельцев причалов для спортивно-прогулочных
судов Federation Francaise des Ports de Plaisance при поддержке
европейской профессиональной федерации Euromarina запустила новый
проект «Одиссея», цель которого — налаживание более тесных культурных
и экономических связей между прилегающими территориями и яхтенными
причалами на А
тлантическом побережье Европы и на Средиземном
море.
Почти повсеместно власти или изыскивают необходимые средства,
или создают благоприятные условия для инвесторов, или то и другое
вместе для стимулирования яхт-индустрии. Серьезные деньги — более
25 млн евро — вкладывает Ирландия в реконструкцию
всех своих причалов. Тесно связанные с туризмом, они дают этой
островной стране ежегодно 631 млн евро. Поэтому их усовершенствованию
придается чрезвычайно важное значение. Предполагается, что в ближайшие
несколько лет частные и государственные инвестиции в яхт-индустрию
Ирландии превысят 40 млн евро.
Традиционно трепетно относятся к яхтингу в Британии. Это государство
не может похвастаться хорошим климатом: дожди, туманы, мокрый
снег, сильные ветры здесь обычное явление. Приливы и отливы тоже
не всем по вкусу. Ходить на яхте в режиме «приятной прогулки»
в этих краях можно только четыре месяца в году. Тем не менее яхтсмены
чувствуют себя здесь прекрасно. Недавно в Дувре была завершена
реконструкция одного из яхтенных доков, на что потребовалось 250
000 фунтов стерлингов.
Активно развивает свои причалы Испания — ее
побережье тянется более чем на 5000 км. На всех парусах несется
вперед яхт-бизнес Хорватии, где к удовольствию
любителей морских прогулок и соревнований работают 47 марин с
13 000 капитальных стоянок и огромным количеством удобных мест
для мягкой швартовки среди множества мелких островов.
Но, пожалуй, впереди всех в Европе в этом отношении Италия,
где, как и в ряде других стран, развитие причалов входит в национальные
приоритетные программы. За последние четыре года здесь было построено
38 новых причалов на 18 492 места, планируется открыть еще 17
339 индивидуальных стоянок. Всего к 2014 г. итальянские власти
планируют построить 60 новых причалов на 200 000 капитальных стоянок.
В Венеции власти разрешили построить мегапричал, чтобы там могли
причаливать роскошные яхты — их визиты за последние годы удвоились.
Для маломерных судов на причалах сооружаются крытые и обогреваемые
(где это необходимо) индивидуальные ангары. Возводятся и многоярусные
многоместные стоянки, напоминающие со стороны огромную этажерку
со множеством секций, куда мощные колесные подъемники устанавливают
маломерные суда. Подъемники существуют самых разных типов. Есть
мобильные механизмы грузоподъемностью 1500 т, способные спокойно
управляться с тяжелыми прогулочными судами.
Предполагается, что яхтсмены с семьями или друзьями периодически
будут отдыхать на берегу. Поэтому в окрестностях европейских причалов
организуются стоянки такси, прокат автомобилей и велосипедов,
строятся кинотеатры и кафе, волейбольные площадки и теннисные
корты, открываются банковские отделения.
Еще одно любопытное новшество в Европе — начало массового изготовления
стационарных 1- и 2-этажных домов-кораблей. Их для заядлых яхтсменов
и обслуживающего персонала холодных стран предлагает датская компания
Waterliving. В основании такого дома, который капитально крепится
на причале, укладывается стальной лист в 7 мм, заливаемый для
устойчивости цементным раствором. В обогреваемом водой доме можно
жить зимой и летом, внешние стены имеют минимальную толщину 250
мм, потолок — 300 мм. Вдобавок к водяному отоплению на крыше установлены
солнечные панели.
В других частях света власти тоже не хотят терять возможность
подзаработать на яхтах и всем остальном, что с ними связано. В
Мексике правительство спонсирует проект стоимостью $1,9 млрд по
развитию причалов, чтобы привлекать ежегодно 76 000 яхтсменов,
в первую очередь американцев из Калифорнии. Этим же путем идет
Куба, где сейчас только 19 причалов на 696 мест. К 2010 г. на
Кубе планируется построить 38 причалов на 6422 места. Расчет опять
же на американцев. Все причалы будут охраняться и иметь современную
инфраструктуру.
В Доминиканской Республике девелоперы осуществили проект Ocean
World Marina. Теперь в порту смогут пришвартовываться суда длиной
до 250 футов. Здесь открылись казино, ночные клубы и рестораны.
На западном побережье Канады реконструируется причал для приема
яхт длиной 230 футов.
Потребности и возможности
Эндрю Фаркас, как и другие мировые девелоперы, ставит перед собой
цель строить развитые сети изысканных курортов, где могли бы причаливать
самые большие яхты. На Сент-Томас, к примеру, создана возможность
для швартовки 150 яхт длиной 400 и более футов. Здесь может пришвартоваться
даже пятипалубная яхта генерального директора компании Oracle
Ларри Эллисона стоимостью $200 млн, длиной 452 фута (138 м) и
на которой имеется 8000 кв. м полезной/жилой площади (как пишет
газета The Wall Street Journal, Ларри Эллисон, видимо устав от
большой яхты, недавно заказал себе другую, поменьше, длиной «всего
лишь» 80 м).
На острове Мадейра (Португалия) причалы реконструируются
для приема яхт длиной 150 футов и одновременно строится 5-звездочный
отель. В Монако, где сейчас функционирует 700
яхтенных стоянок, к 2010 г. предполагается увеличить количество
морских парковок на 40%. Намечается обустроить две стоянки для
роскошных яхт длиной более 100 м и 10 стоянок для яхт длиной 60-80
м со всем обслуживанием. Стоимость проекта — около 300 млн евро.
В конечном счете здесь будет огромный причал, где смогут швартоваться
яхты 250 футов в длину, а в окрестностях вырастут жилые дома,
появятся рестораны и магазины.
В Венеции строится мегапричал для швартовки больших и роскошных
яхт — частота их визитов за последние годы удвоились. В Турции
возводится пристань для суперяхт на 623 места. Стоимость проекта
— $52 млн.
Как грибы после дождя вырастают мегапричалы на Ближнем Востоке:
в Катаре, Дубае, Саудовской Аравии… Объемы инвестиций
в местные яхт-индустрии захватывают дух — это десятки миллиардов
долларов. Там по проектам, своей грандиозностью напоминающим арабские
сказки, создаются целые искусственные острова.
Однако если Карибский бассейн и Ближний Восток еще только начинают
по-настоящему осваиваться, то, по оценкам экспертов, ресурс развития
Средиземноморья уже практически исчерпан. В настоящее время яхтенная
нагрузка на Средиземное море на порядок выше, чем в Карибском
бассейне. В сезон Балеарские острова, к примеру,
буквально сплошь облеплены катерами/яхтами/лодками, к берегу невозможно
подобраться. То же самое творится в других популярных местах отдыха
на Средиземном море. Приходится открывать новые причалы в диких
и не самых удобных местах. Положение усугубляется тем, что люди,
желающие приобрести стоянку для яхты, одновременно хотят приобрести
там же жилую недвижимость.
По официальным данным, 160 000 владельцев малых плавучих средств
по всему Средиземноморью ждут получения постоянного места швартовки.
Только в испанской провинции Андалузия таких
очередников более 2300, а к 2020 г. их будет свыше 5000. Беспрецедентных
масштабов достигает спрос на побережье Коста-дель-Соль, куда яхтсменов
влечет прекрасный природный климат, позволяющий наслаждаться морем
круглый год. Чтобы удовлетворить постоянно растущую потребность
в капитальных стоянках, здесь необходимо увеличить причалы на
300%, что едва ли представляется возможным.
Напряженная ситуация складывается не только в отношении физической
нехватки подходящих прибрежных территорий для дальнейшего развития.
Местные деревенские жители (как правило, они чуть ли не все рыбаки)
выступают категорически против того, чтобы чужаки выдавливали
их со старых обжитых пристаней и вносили смятение в их образ жизни.
Понять недовольство местных жителей можно, ведь уже сейчас, как
свидетельствуют чиновники, курирующие вопросы туризма, почти 60%
владельцев морских парковок на Коста-дель-Соль — иностранные граждане,
включая немцев и англичан.
Все громче становится и голос зеленых, которые утверждают, что
яхты, особенно, естественно, моторные, загрязняют окружающую среду.
Как указывает организация Euromarina, средняя яхта длиной 40 м
во время плавания при полной загрузке людьми, топливом и продовольствием
ежедневно выбрасывает отходов в объеме 500 л.
Защитники природы утверждают, что многие курортные участки побережья
Средиземного моря, включая Коста-дель-Соль, находятся
на пределе своих возможностей и если немедленно не принять меры,
то неминуема экологическая катастрофа. В связи с этим в ряде стран
уже принимаются экстренные меры.
Италия, к примеру, приняла закон, запрещающий моторным плавучим
средствам приближаться к берегу ближе чем на 200 м, если это только
не специально оборудованный причал, соответствующий природоохранным
нормам Евросоюза. В средиземноморских странах строительство новых
причалов подчас всячески блокируется в парламентах. Все это делает
цены на стоянки высокими. Годовая рента от сдачи одного яхт-места
в аренду составляет в среднем 8-15%. А стоимость одной индивидуальной
стоянки колеблется в пределах от 50 000 евро до нескольких миллионов
евро в зависимости от географического места, размеров стоянки
и ее качества. Видимо, цены будут расти и дальше.
Олигархи давят на рынок
Общий мировой спрос на прогулочные катера/яхты составил в 2006
г. $24 млрд. Ежегодной рост в этом сегменте составляет 7%. Быстрее
всего рынок растет в Европе. В пользу неизбежного увеличения стоимости
причалов и всей их инфраструктуры говорит увеличение спроса на
огромные яхты. Ведь мегаяхты, подмечает New York Times, требуют
мегамарин. По словам Джеми Уэлча, главного редактора Yachts International
Magazine, в настоящее время на верфях собираются 820 мегаяхт —
это на 3% больше, чем в 2006 г., и на 58% больше, чем в 2002 г.
По его мнению, это, во-первых, вызвано тем, что преуспевающие
американцы средних лет хотят пожить от души, во-вторых, тем, что
того же самого требуют богачи из России — им нужны самые дорогие
и самые большие яхты.
Повышенный спрос на огромные прогулочные суда вызывает необходимость
в расширении и углублении причалов и, конечно, требует усовершенствования
технической инфраструктуры. А сюда среди прочего входят топливно-заправочные
станции, электротрансформаторные подстанции, мойки, ремонтные
доки, подъездные пути и парковки для автомобилей. Такая тенденция
радует девелоперов, которые приступили к строительству соответствующих
комплексов. Каждый месяц, утверждает Джеми Уэлч, на свет появляется
3-4 марины, чаще всего в Карибском бассейне или на Ближнем Востоке
(в основном в Дубае).
Боб Саксон, президент компании Camper & Nicholsons USA, которая
оказывает посреднические и консалтинговые услуги, говорит, что
тенденция роста спроса на яхты огромных размеров наблюдается и
в сфере аренды. Богатые туристы во время отпуска или каких-то
знаменательных событий все чаще снимают большие яхты для путешествий
в Средиземном и Карибском морях. Специально для этого набирается
обслуживающий персонал и команда матросов во главе с капитаном.
Иногда яхта, сдаваемая в аренду, уже имеет полностью сформированный
экипаж.
На гигантских яхтах есть вертолетные площадки и множество других
наворотов. Еду там готовят шеф-повара, заслужившие звезды Michelin
(французская компания Generale des Etablissements Michelin, среди
прочего составляющая справочники для очень состоятельных туристов
и присуждающая исключительно высококлассным ресторанам во всем
мире 1-3 звезды), шаманское Moet & Chandon льется рекой, а
вечерние фраки отдыхающих освежаются в химчистках ежедневно. Понятно,
что и цена персональной стоянки для такого корабля соответствующая
— $1-2 млн, и это еще не предел.
Летом этого года мегаяхты блистали своим великолепием в Валенсии
на парусных регатах. Среди знаменитостей на своих судах в Валенсию
пришли Ларри Эллисон и Гаральд V, король Норвегии. Присутствие
знатных особ голубой крови и богачей со всего мира стало возможным
благодаря реконструкции порта. Как сообщает информационное агентство
Bloomberg, идею реконструкции причала Валенсии с целью проведения
международных соревнований высказал частный предприниматель Гарсия
Монтес. Он сумел убедить местные власти в чрезвычайной выгодности
проекта для всего города и получил в управление значительные средства,
выделяемых городом на проведение регаты.
В своих планах Гарсия Монтес опирался на растущий интерес во
всем мире к яхтенному спорту, подстегиваемый фантастическим спросом
со стороны российских олигархов, также подчеркивает Торк Бакли,
главный редактор выходящего в Лондоне издания Yacht Report. По
его мнению, именно в результате такого давления на некоторых верфях
образовалось беспрецедентная очередь на изготовление яхт — до
шести лет, а на Средиземноморье стало не хватать качественных
индивидуальных стоянок. Одновременно значительно увеличивается
количество заказов у предприятий, выпускающих разного рода технику
и механизмы, предназначенные для подъема и перемещения громоздких
спортивно-прогулочных судов, а также для их обслуживания.
Участники морских шоу в Валенсии, отмечает Bloomberg,
платили за стоянки баснословные суммы. Так, один предприниматель
выложил 370 000 евро ($498 000) за швартовку своей яхты — 46 м
— с апреля по июль (сезон соревнований). Владельцы больших яхт
— 150 м — платили больше — до 1,5 млн евро.
Чуть поодаль от «королевского» причала есть менее дорогой причал
на 600 яхт, где цены за одно место в сезон соревнований были относительно
скромными и колебались в пределах от 4900 до 47 300 евро.
В то же время бешеные расценки отпугнули некоторых яхтсменов,
вынужденных искать другие причалы — подешевле и другие развлечения
— попроще. Из-за это при проведении некоторых соревнований, говорит
Бакли, около трети всех индивидуальных капитальных стоянок пустовало.
Однако это не опровергает правильности расчетов дальновидного
и предприимчивого Гарсия Монтеса, ведь международные яхт-шоу приносят
организаторам миллиарды (и в долларах, и в евро). Это значит,
что у мегапричалов большое будущее.
Всего доброго,
Иванова Ирина,
Директор по маркетингу компании NORDMARINE