|
Экстрим на Vip яхтах
Автор А. Богданов (г. Москва)
Фотогалерея. Стр. 1 >> . Стр.
2 >>
Идея принять участие в Bodrum Cup 2007, вынашивалась нами давно.
Где еще можно увидеть вместе мчащиеся под парусами сотни кетчей,
шхун, тирхандил и гулет…
Наше судно представляет собой 2х мачтовый, 18 метровый (без бушприта)
деревянный, килевой кетч, построенный на Черном море в конце прошлого
века.
День прибытия на борт был полностью посвящен подготовке судна к
регате. На грот мачту завели дополнительные фалы, арендовали спинакер
и штормовой стаксель, заправились салярой (2,20 евро/литр), водой,
завезли припасы.
Несмотря на дождь, вокруг была рабочая суета, по пирсу сновали заправщики,
небольшие грузовики с пивом, льдом и прочим провиантом, создавая
в узких местах настоящие пробки. Экипажи больших шхун, с ящиками
на плечах вереницей затаскивали по узким сходням вино, макароны
и сыры, предварительно штабелируя их на корме. Часам к шести основные
работы были выполнены, закреплены номера участников, на мачтах появились
флаги спонсоров и организаторов. Теперь можно спокойно прогуляться
по городу и осмотреться. Гости, да и просто зеваки оккупировали
все прибрежные рестораны и с интересом наблюдали за происходящим,
а посмотреть действительно было на что – над гаванью развивались
сотни разноцветных вымпелов, воистину феерия красок.
Бодрум (Bodrum) –
был построен на руинах древнего города Халикарнаса. Прославленный
порт древней Карии, этот город был основан дорийцами и был приютом
для человеческих цивилизаций в течение более 5000 лет. В VII веке
до н.э. его захватили ионийцы, которых, вскоре сменили лидийцы,
а затем персы. В 334 г. до н.э. Галикарнас захватил и разрушил Александр
Македонский, после чего город долго не мог восстановиться. Период
нового расцвета Хеликарнаса начинается во время правления римского
императора Августа. Когда христианство становится официальной религией
империи, в Халикарнасе учреждается епископство. Позже город вошел
в состав Византийской империи.
В конце XI века Халикарнас пал под натиском тюркских племен. В ходе
первого крестового похода город был вновь отвоеван христианами,
однако ненадолго – в середине XIII века его захватила морская эскадра
Ментеше-бея. В 1406 г. Халикарнасом завладели рыцари ордена Сен-Жан.
В 1523 г. город был присоединен к Османской империи султаном Сулейманом.
Халикарнас - место рождения "отца истории" Геродота, дом
первой женщины-адмирала Артемисии, жены и сестры эксцентричного
правителя Карии Мавсола (IV в. до н. э.), в буквальном смысле увековечившего
свое имя в одном из чудес света античного мира - Мавзолее, строившемся
3 поколения после его смерти. Это уникальное для своего времени
сооружение возвышалось на 42 метра, но позже, к сожалению, было
разрушено крупным землетрясением, оставив потомкам бесценные произведения
искусства храма Мавзолея, найденные при раскопках на месте фундамента.
Благодаря замку Св. Петра, который построили рыцари Святого Джона
в XV веке из камней, оставшихся от разрушенного Мавзолея, Халикарнас,
стал известен как Петрониум. С годами это название на местном диалекте
трансформировалось в Бодрум. Замок был крепостью, позднее тюрьмой
и резиденцией королей. Сегодня в нем размещен Музей подводной археологии,
в котором хранятся артефакты бронзового века, поднятые со дна моря.
Первый
день регаты, ранний подъем, выгружаем на берег ненужные каноэ, скутер,
акваланги и после крепкого кофе около 8ми выходим из марины в залив
Гёкова. Оказавшись на большой воде, за завтраком распределяем обязанности
и приступаем к подъему парусов. Как мы и предполагали, от месячного
бездействия блоки клинило в направляющих, потребовалось немалое
количество воды, участие всего экипажа и полчаса времени, прежде
чем паруса заняли свое место. Ранний подъем оказался ненапрасен,
и мы начинаем движение к линии старта. Выход из залива заполняется
поднимающимися парусами, но ветер стихает, не смотря на громадную
черную тучу, нависшую над Косом.
Берем ближе к греческому острову в надежде поймать из под неё
ветер, но туча начинает таять, уступая место солнцу. Потеплело,
паруса совсем обмякли, пускаемся вплавь в гости на соседнюю шхуну
с российским экипажем.
Пока ратуем на погоду, в заливе, впритирку к высокому берегу, как
нам издалека показалось, появляется трехмачтовый 50 метровый «Галилео»,
спущенный на воду летом этого года. В списках участников «Галилео»
мы не обнаружили, и стали ясны намерения капитана не мешать и не
затенять другие суда.
Время назначенного старта вышло, в эфире на судейской частоте только
турецкая речь, никакого движения вокруг не наблюдается. Запрашиваем
по радио, проходит еще полчаса ожидания пока судейство не принимает
решение перенести старт на несколько миль по маршруту и на 13-00.
Флотилия на дизелях с полощущимися парусами уходит из пролива.
Встречный ветер узлов 8 перпендикулярен линии старта, остается минут
10, яхты маневрируя, занимают удобную тактическую позицию, планируя
сходу ее пересечь.
Надо признать, что в первый день организаторы заузили «ворота»
находящимися между двумя гулетами с ярко оранжевыми флагами на мачтах.
Предстартовая картина выглядела так - непосредственно перед линией
старта крутились мелкие яхты, ловко управляясь с парусами, остальные,
по мере увеличения тоннажа, оттянулись на зад, фактически разбившись
на правую и левую группы.
Старт дан, и флотилия из более чем 60ти судов устремилась в узкое
горлышко воронки. Не прошло и 5 минут как мы догоняем первый эшелон,
некоторые более скоростные 24-хметровые яхты уже находятся в центре
«малой» флотилии, не давая ей полноценно маневрировать и затеняя
их своими тысячеметровыми парусами. Скорости в авангарде регаты
падают, а мы со во вторым эшелоном, ограниченные в маневре соседями,
стремительно к ним приближаемся.
Здесь надо пояснить, что подобные яхты предназначены, как правило,
для спокойных круизов под дизелем и паруса применяют достаточно
редко в связи с малой численностью экипажей, короткими дневными
маршрутами, да и просто дискомфортом и прочими неудобствами, связанными
с креном. Для успешного поворота оверштаг необходимы хорошая скорость,
особенно при волнении, и слаженная работа экипажа на шкотах и бакштагах.
Первое условие достигается тем, что в слабый ветер или в сильный
с волной, когда скорость яхты падает от недостатка ветра или сопротивления
набегающей волны, рулевой перед поворотом слегка уваливает судно,
увеличивая тем самым скорость. Для выполнения второго условия необходимо,
чтобы все члены экипажа имели необходимую практическую выучку. Как
видим, у всех возникли одни и те же проблемы, не первое, не второе
условие, не говоря уже о спуске парусов, выполнить было практически
невозможно…..
Вокруг взревели дизеля, но они не в состоянии удержать или сколь-нибудь
существенно затормозить идущие на всех парусах суда. За борт вываливают
кранцы, экипажи 30ти футовиков пытаются ногами смягчить удары и
оттолкнуться от более крупных соседей. Из-за большой разницы в высоте
бортов мы не можем им помочь, лишь сверху подсовываем кранцы. Проскочив
«малыша», устремляемся в борт неожиданно повернувшей перед нами
20ти метровой шхуне. Лево руля – и, благодаря слаженности действий
двух экипажей, разлетаемся рикошетом, не причинив, друг другу сколь-нибудь
серьезного урона, правда, добавив к своему первоначальному курсу
еще градусов 20.
Время осмотреться, взбегаю на форштевень, за край которого у нас
закреплен большой стаксель, полностью ограничивающий обзор по левому
борту и пулей скатываюсь обратно - по левому борту на пересекающихся
курсах в 10 метрах практически перпендикулярно большая гулета. В
следующее мгновение наш бушприт входит в рангоут их грот мачты,
далее удар, треск, нос немного задирается и сцепившиеся суда начинает
разворачивать…….. через мгновение, следующий удар в левый борт не
оставил никого на ногах (похоже в «кашу» пришла теперь и левая группа)…
Поднимаюсь на ноги, из-за стакселя не вижу крайнего обидчика, но
с гулетой начинаем расходиться, сокрушая своим якорем их лакированные
балясины. Фактически мы развернули их курсом фордевинд поставив
в противоположную сторону движения нашей правой группы. Далее им
пришлось идти от линии старта, пропуская всех, чтобы предпринять
разворот, а таких впоследствии оказалось немало.
Тем временем, от нашего левого борта, отваливала прекрасная зеленая
шхуна с шумным турецким экипажем, увлекая за собой часть леерного
ограждения, выламывая их вместе с нержавеющими столбиками из нашей
палубы.
«Сойдясь» с гулетой, мы практически потеряли скорость, чем через
мгновение поплатились, оказавшись на пути следующего за нами судна.
Находящиеся на корме, включая рулевого, бросились на палубу, над
головами прошел бушприт, а судно, сломав нам часть ограждения, соскользнуло
с кормы и проскочило вперед.
Получив хороший заряд адреналина, оценив ущерб и обстановку, оказавшись
в авангарде гонки, с интересом наблюдали за продолжающейся за кормой
свалкой.
Приобретя хороший тонус и позиционное преимущество, экипаж дружно
работал с парусами, но ветер стихал, и к шести часам вечера немногим
удалось пересечь финиш (в последствии оргкомитет отменил первый
этап). Шли под дизелем. В марину Yalikavak заходили в темноте, поиску
места для швартовки сильно мешало большое количество маневрирующих
судов и отражение огней магазинов в воде. Подходим кормой к причалу,
скидываем на берег швартовый и не можем найти, за что его закрепить.
Приходит русское решение - протягиваем его через всю набережную
к колонне ближайшего бара, проползая на корточках со швартовым в
зубах под столами уличного ресторана под недовольное бурчание посетителей.
Над бухтой, заглушая музыку, раздаются стуки молотков, гул дрелей
и пил - народ приводит в порядок суда после дневного инцидента.
К нашему удивлению, скоро принесли наше леерное ограждение вместе
с бутылкой ракии. Надо сказать, с приходом большой флотилии местные
магазинчики по продаже дельных яхтенных вещей работали, наверное,
до утра. Ходили столяры с инструментом, предлагая свои услуги, и
судно к следующему выходу в море приобрело первоначальный вид.
На утро мы с интересом наблюдали за подъемом якоря шхуны, находившейся
на другом конце бухты метрах в 80 перед нами, и строили разные предположения
насчет назначения и наличия у нее 3-х носовых якорей. Пока выходившая
из бухты килевая Блю Крейзи не прояснила ситуацию, повалив всех
на палубу и снеся колону летнего бара, к которой мы были зашвартованы
)))))))
На второй день регаты организаторы учли ошибку первого дня, и линия
старта была расширена мили на четыре.
Читатель может подумать, что речь идет о неквалифицированных капитанах,
на самом деле это не так, ознакомьтесь со статьей Евгении Бакуновой
MainSail - http://www.mainsail.ru/rus/boat/document515.shtml
Произошедшее лежит больше на организаторах.
Как бы там нибыло, в следующем году обязательно примем участие в
20-й регате.
|
|