Начиная с 60-х гг. XX в. про Москву с гордостью говорят, что она является портом пяти морей. Благодаря системе судоходных каналов и углублению основных водных путей стало возможным сквозное плавание из столицы до Азовского, Каспийского, Черного, Балтийского и Белого морей, а суда класса «река—море» в состоянии ходить и далее по самим морям.
В самой столице судоходными являются Москва-река (на всем протяжении) и канал им. Москвы, с которыми река соединена системой шлюзов. Оборудованы три речных порта, ориентированные главным образом на перевалку грузов. Для рейсовых пассажирских перевозок река никогда не использовалась, разве что в очень давние времена. Но туристы не забыты. Для желающих прокатиться по воде в пределах города существуют многочисленные пристани, к которым причаливают небольшие теплоходы, образно называемые речными трамваями.
Пассажиров крупных теплоходов, осуществляющих дальние круизы, обслуживают два речных вокзала. Те, кто путешествует по Москве-реке и Оке, отправляются с Южного речного вокзала (Андропова пр-т, 11, корп. 2, тел.: 1180811) на юго-востоке Москвы, в Нагатинском затоне. Прочие круизы — а их большинство — начинаются на Северном речном вокзале. Наш путь вниз по Волге до Астрахани тоже начинается с него.
Северный речной вокзал находится на северо-западе Москвы (Ленинградское ш., 51, тел.: 4570451), недалеко от станции метро «Речной вокзал».
Выйдя из метро, вы попадаете в парк. Если у вас есть силы и время, советуем пройти до причала пешком. Это займет 15—20 мин. По аллее через парк выходите на Ленинградский проспект, от него на продолжении аллеи уже видно здание вокзала. Парк имеет площадь 50 га. Он был разбит одновременно со строительством вокзала, в 1937 г., тогда же установлены и скульптуры, что встретятся у вас на пути.
Здание Северного речного вокзала, отделанное гранитом и мрамором, стилизовано под двухпалубный речной пароход начала XX в. Длина здания 150 м, высота шпиля-мачты 85 м. Здание украшено аркадами и галереями.
От главного входа вокзала к причалам ведет широкая гранитная лестница. Рядом с вокзалом расположен Северный речной порт Москвы.
Здесь принимают суда грузоподъемностью до 5 тыс. тонн, порт специализируется на погрузке-разгрузке строительных материалов - песка, гравия, камня и древесины.
Теплоход отчаливает, и мы начинаем путешествие. Сначала проходим через водохранилище, которое окружает «спальные» районы Москвы. Названия существовавших здесь ранее деревень сохранились в названиях улиц и станций метро: Строгино, Тушино, Сходненская.
На входе в канал наш путь пересекает Ленинградское шоссе. Здесь в 1937 г., еще над оврагом, по которому текла река Химка, был построен металлический трехпролетный Химкинский мост. Сразу за первым на нашем пути мостом примерно через километр появляется следующий мост. По нему проходит Московская кольцевая автодорога, которая является границей Москвы. Этот мост построен в 1961 г.
Канал имени Москвы
В 1722 г. Петр I поручил разработать проект создания прямого водного пути из Балтийского моря в центральные районы России. Для этого планировалось соединить приток Москвы — Истру с притоками Волги — Сестрой и Дубной. Осуществлять этот проект начали лишь через 100 лет — в 1825 г., но окончательно завершен он не был, хотя строительство продолжалось почти 20 лет. Были вырыты 3 канала, построены 38 каменных шлюзов. Общая протяженность водного пути была 292 км, и активное судоходство на нем продолжалось до 1860 г. После открытия Николаевской железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Москву, транспортное значение этого водного пути постепенно сошло на нет.
В начале XX в. вновь возникла идея создания этого водного пути, но уже в основном для решения другой задачи — водоснабжения Москвы. Сооружение канала Москва — Волга продолжалось с сентября 1932 г. по июль 1937 г. Было построено 8 земляных плотин, 3 железобетонные плотины, 11 шлюзов, 8 небольших ГЭС, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 туннеля под каналом, наполнен водой каскад водохранилищ.