Покинув пределы столицы, наш теплоход продолжает движение по каналу им. Москвы.
Граница Москвы проходит по мосту МКАД, но влияние громадного города еще долго будет ощущаться на берегах канала в виде мостов, плотной застройки, а также множества отдыхающих. Сразу за кольцевой дорогой начинаются кварталы подмосковного города Химки. В прошлом это почтовая станция и дачный поселок, ныне крупный промышленный центр, который производит широкий ассортимент товаров — от продуктов питания и текстиля до стройматериалов и ракетных двигателей. На этом участке канал пересекает еще одна магистраль - Октябрьская железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург.
За железнодорожным мостом городская застройка несколько отступает от воды, освобождая пространство для перелесков и лугов, среди которых живописно раскинулись одно-, двухэтажные домики. Мы вступаем в дачное Подмосковье — любимое место отдыха жителей столицы. Справа просматриваются кварталы города Долгопрудный - некогда усадьба Виноградово-на-Долгих-прудах. В начале ею владел Г.Г. Пушкин, с 1729 г. — князь В.В. Долгоруков, с 1758 г. - обер-прокурор Сената А.И. Глебов, с 1790 г. - Е.И. Бенкендорф. В разное время усадьбу посещали Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов. В 1935—1938 гг. здесь работала первая отечественная дирижаблестроительная верфь, а сам поселок назывался Дирижаблестрой. Осенью 1937 г. дирижабль «СССР В-6» установил мировой рекорд, выполнив беспосадочный перелет продолжительностью 130 часов 27 минут.
За железнодорожным мостом начинается Клязьминское водохранилище. Справа — поселок Хлебниково. Возник в 1835 г. как бумагопрядильная фабрика купца Лепешкина, получившая название Вознесенской мануфактуры. Рядом с поселком в заливах можно увидеть многочисленные суда - здесь находится ремонтная база пассажирского флота Московского речного пароходства.
Над головой проплывает очередной мост, по которому идет автомобильная дорога из Хлебниково в Шереметьевский, раскинувшийся слева по ходу нашего судна. Это типичный подмосковный дачный поселок, население его многократно возрастает в теплое время года. За поселком — один из крупнейших в России аэропортов Шереметьево. О его существовании регулярно напоминают пассажирские авиалайнеры, пересекающие небо над головой. Очередной отрезок канала плавно изгибается между холмами. Справа на одном из них остается село Жостово — центр известного художественного промысла, возникшего в начале XIX в. по инициативе предпринимателей Вишняковых. Здесь изготавливают металлические подносы, расписанные крупными замысловатыми цветами. Они широко известны как в России, так и за ее пределами.
Канал ведет в скромное по размерам Пяловское водохранилище. На его берегах много песчаных пляжей и лесов, они весьма далеки от городов и оживленных трасс. Это излюбленное место отдыха москвичей, которые прибывают по воде в Солнечную поляну — туристскую пристань (можно видеть слева по ходу). Напротив нее справа Витенево - деревенька, в которой писатель М.Е. Салтыков-Щедрин проводил почти каждое лето в период между 1862 и 1878 г. и куда приезжали погостить его друзья — Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.Н. Плещеев.
Через 3 км мы входим в следующее на нашем пути водохранилище - Пестовское. Оно не менее привлекательно для отдыхающих, чем предыдущее. По правую сторону остается пристань Пестово, где в популярном доме отдыха (бывшая усадьба героя Отечественной войны 1812 г. генерала А.П. Ермолова) проводили свой досуг многие знаменитые деятели театрального искусства, в том числе К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.И. Качалов, И.М. Москвин.
Слева по борту оставляем село Румянцево, где сохранилась усадьба в стиле барокко. У входа в очередной узкий участок справа стоит село Рождествено (бывш. Суворово), унаследованное великим русским полководцем от своего отца. В церкви XVIII в. находится усыпальница отца полководца В.И. Суворова.
За коротким соединительным каналом следуют несколько километров пути по Икшинскому водохранилищу. Вплотную к его берегам подходят железная дорога и шоссе, которые далее сопровождают искусственный водный путь вплоть до Волги. Вместе с дорогами возвращается к каналу и современная цивилизация в виде поселков и городов, строения которых тянутся вдоль него почти непрерывной полосой. У поселка Икша находится первый на нашем пути (но 6-й по номеру, т.е. по счету от Волги) шлюз. Вход и выход из него украшают четыре башни с колоннами и скульптурными группами. Следует отметить, что это высшая точка на канале и на всем нашем маршруте до Астрахани. Мы пересекаем водораздел между бассейнами Москвы и Волги, который проходит по Клинско-Дмитровской гряде.
Через 2 км входим в шлюз № 5. На подходе к нему возвышается скульптура морячки, в вытянутых над головой руках она держит парусное судно. Еще 2 км — и мы в районе деревни Подосинки (справа) минуем мост подмосковной кольцевой автодороги, которую за особенность покрытия называют «бетонкой».
Следующий на нашем пути — поселок Деденево (слева). По преданию, в этом месте был убит хан Дедень (Дюдень), опустошавший в XIII в. окрестности Дмитрова. Здесь же проходим шлюз № 4, затем минуем железнодорожный мост.
Спуск по «водной лестнице» идет быстро, и через 3 км достигаем шлюза № 3. На вершинах украшающих его башен установлены модели каравелл Христофора Колумба. Сразу за шлюзом проходим под мостом — Дмитровское шоссе, уже в пределах города Яхрома. Его развитие связано с текстильной фабрикой, существующей с середины XIX в. С 28 ноября по 8 декабря 1941г. город был оккупирован гитлеровскими войсками. Ко дню празднования 25-летия освобождения на восточном (правом при движении из Москвы) берегу канала был установлен 28-метровый памятник воинам Первой ударной армии.
Практически сразу за Яхромой начинается древний Дмитров - по возрасту почти ровесник Москвы (1157). С борта теплохода видна преимущественно его современная застройка. В центре города сохранился крепостной вал, Успенский собор XVI в., а также Борисоглебский монастырь, Тихвинская церковь, дом Тугариновых. Жизнь прежде захолустного городка резко оживилась в связи со строительством канала, здесь находилось его управление. Ныне это значительный промышленный центр Подмосковья.
Дальнейший путь вплоть до шлюза № 2 - а это более 40 км - идет по незаселенной местности. Канал большей частью проложен по насыпи высотой до 14 м. Поэтому с борта теплохода можно обозревать далекие пространства Верхневолжской низменности, в основном заболоченные леса, среди которых лишь изредка видны селения. Как правило, они расположены справа по ходу. Можно отметить село Надеждино, бывшее имение декабриста B.C. Норова, и Запрудню - старинный промышленный центр, ныне имеющий небольшое стекольное предприятие.
Последняя на канале пристань Большая Волга. У входа в аванпорт волжского шлюза № 1 возвышается грандиозная гранитная статуя В.И. Ленина. Ранее напротив возвышался аналогичный по размерам памятник И.В. Сталину, от которого сохранился лишь постамент.
Шлюз № 1 встроен в железобетонную плотину Иваньковской ГЭС. Спускаемся на 17 м и попадаем в участок почти неизмененного русла Волги, где еще можно увидеть, что представляла собой великая русская река до создания каскада водохранилищ, и даже заметить ее течение. На самом же деле даже здесь ощущается подпор следующей, Угличской плотины, и мы фактически сразу входим в одноименное водохранилище.
Сразу же за плотиной на берегах начинаются кварталы самых молодых городов Верхнего Поволжья. Слева Иваньково, справа Дубна; оба сохранили названия существовавших здесь поселений. Первый возник во времена строительства ГЭС, второй — намного позже, в 50-х гг. XX в., и быстро приобрел мировую известность. Дубна - один из «наукоградов», сформировавшийся вокруг Объединенного института ядерных исследований. Он обладает уникальным оборудованием для проведения научных экспериментов, в том числе гигантским синхрофазотроном. В Дубне располагаются также филиалы Московского института радиотехники, электроники и автоматики, Научно-исследовательский институт ядерной физики Московского университета.
За устьем реки Дубна заканчивается Московская область. Русло Волги еще мало изменено разливом водохранилища, ширина его 200-400 м. Правый берег лесист, но активно осваивается дачниками, левый, как правило, безлесен, селения на нем более часты. В 15 км ниже плотины, в месте впадения слева речки Кимерки, первый в пределах Тверской области город Кимры, берега здесь соединены автомобильным мостом. Село с таким названием известно с XVI в. Оно издавна славилось кожаных дел мастерами, которые на протяжении нескольких столетий снабжали обувью (преимущественно сапогами) не только население России, но и ее армию. Сохранился исторический центр с типичной купеческой застройкой. Новостройки располагаются в основном на правобережье, где находится станция Савелово (теперь она входит в черту города), которая дала название Савеловскому вокзалу в Москве.
Ниже Кимр течение реки уже почти незаметно, русло становится шире, в нем появляются острова. По берегам много сел, есть пансионаты, дома отдыха, дачные поселки - так до устья реки Хотчи, где находится селение Белый Городок. Его «визитная карточка» — построенная в стиле классицизма Входоиерусалимская церковь с колокольней (1812—1825). Она стоит на самой кромке берега и видна с реки на большом расстоянии. Рядом в заливе-затоне видно много судов. Здесь зимует и ремонтируется грузовой флот Московского речного пароходства. Напротив, на левом берегу Волги, — «зеленая» стоянка у деревни Сосенки, к которой часто причаливают туристские теплоходы.
Далее вниз ширина водного пути возрастает до 1 км и более, появляются многочисленные заливы и острова причудливых очертаний. Строения встречаются редко: мы вступаем в один из наименее населенных участков нашего маршрута. Обратите внимание на прекрасные сосновые леса на берегах, чистые песчаные пляжи. Доступ к ним затруднен, поэтому освоены они мало, зато имеющие собственную лодку или яхту добираются сюда по воде и наслаждаются отдыхом и рыбалкой. У села Медведицкое слева в Волгу впадает река Медведица, чуть дальше по правому берегу, на участке впадения Нерли (вытекает из Плещеева озера), появляются песчаные косы и острова. Ниже ее устья расположена пристань Новоокатово, где часто причаливают туристские лайнеры. Можно искупаться, прогуляться по лесу и посетить бывшую усадьбу писателя Д.И. Фонвизина, где теперь размещается дом отдыха.
После Новоокатово деревни и села на берегах появляются все чаще, лесов становится все меньше. Через 10 км проходим под железнодорожным мостом, за которым слева виден длинный узкий залив в устье реки Кашинки. Напротив заросший сосновым бором остров, вокруг которого наш теплоход делает крутой разворот вправо. Первое, что бросается в глаза внимательному путешественнику впереди по курсу, — высокая стройная колокольня Никольского собора (1800), поднимающаяся прямо из воды. Мы приближаемся к Калязину - еще одному старинному купеческому городу на Волге, чьи строения, мало изменившиеся за последнее столетие, раскинулись на правом берегу в устье реки Жабня. Колокольня - это все что осталось от Калязинско-Троицкого монастыря, который, как и часть исторической застройки города, ушел под воду при заполнении водохранилища. В городе сохранились церкви Богоявленская (1781), Свято-Введенская (1882), Вознесения (1787) и жилые дома XVIII-XIX вв. В прошлом Калязин был известен цветными изразцами и кружевным промыслом, кружева делались из золотых и серебряных нитей, украшались жемчугом, пухом, мехом горностая и фигурными металлическими предметами. С городом связаны имена баснописца И.А. Крылова, писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, педагога К.Д. Ушинского и других выдающихся людей.
От Калязина до Углича осталось пройти еще 45 км. Кончается Тверская область, начинается Ярославская. Водохранилище хотя и не выходит за пределы долины реки, но водная полоса расширяется до 2 км и более, местами до 3—4 км. Села чаще видны на левобережье, правый берег низкий, изрезан заливами и покрыт лесом.