Первая ваша цель -
достигнуть шлюзов канала им. Москвы, через
который лежит путь на Дубну - там вы попадете в
Волгу. Никаких сложностей при проходе от
Химкинского, Клязьминского или Пестовского
водохранилищ до шлюза №6, что в поселке Икша, не
имеется. Надо только соблюдать правила: проходя
по каналу, держаться правой стороны по своему
ходу. Течение на канале считается в сторону
Москвы, значит, вы идете вдоль левого берега. Не
удаляйтесь от берега более, чем на 10-12 метров,
но и не приближайтесь к урезу воды ближе, чем на
4 метра. Профиль канала имеет корытообразную
форму, и килевая яхта, приблизившись к берегу,
может посчитать камешки килем. Проходя
Клязьминское водохранилище, надо помнить, что
местные правила плавания предписывают маломерным
судам двигаться правее судового хода и
пересекать его только в установленных местах.
Например, идя на яхте из Москвы, вы будете
двигаться правее линии створов, а они будут у
вас и по корме и по носу. И только дойдя до
поворота в Пироговский рукав, направляйте яхту в
канал. Вход в него, как и везде, обозначен двумя
белыми столбиками по обоим берегам, а ночью на
левом для вас столбике будет красный огонь, а на
правом - белый или зеленый. При движении по
каналу в темное время вам помогут огни, стоящие
у самого уреза воды. Также правый берег (по
течению) обозначен огнями красного цвета, а
левый - зеленого. Эти огоньки стоят часто -
примерно через 500 метров. Надо сторониться
теплоходов, как идущих навстречу вам, так и
обгоняющих. Вахтенные этих теплоходов, завидя
ваши ходовые огни, имеют зловредную привычку
включать пару мощных прожекторов и светить вам в
глаза, пока вы вовсе не ослепнете. Я в этих
случаях становился с правой стороны кокпита так,
чтобы свет прожекторов был прикрыт от моих глаз
гиком с намотанным на него гротом и смотрел не
на теплоход, а на ближний берег. Идите в 5 - б
метрах от него и вам вполне хватит места
разойтись с кем угодно. Канал между Клязьминским
и Пестовским водохранилищами имеет длину 11
километров, а далее вам надо пройти Пестовское
водохранилище - 7 км. Здесь тоже - створы по
корме и по носу, а также буи, ограничивающие
судовой ход. В самом конце водохранилища на
правом от вас берегу - деревня с церковью. Это
Рождествено - имение А.В.Суворова, там похоронен
его отец. Далее два километра канала, и вы - в
Икшинском водохранилище. Посреди него пройдете
заградво-рота и вскоре, двигаясь по буям,
придете к подходному каналу шлюза №6. Если вы
пришли к шлюзу под вечер, то не рассчитывайте,
что сегодня вас отшлюзуют. Перед входом в
подходной канал справа от вас есть бетонный
причал, на котором написано "Не швартоваться".
Вы и не швартуйтесь, а, пройдя весь этот причал,
развернитесь так, чтобы яхта стояла параллельно
берегу и ошвартуйте нос за кнехт на самом конце
этой пристани. А с кормы положите якорь. Мы так
стояли не единожды - никто не возражал.
Рис. 1. Стоянка перед шлюзом
№6
С утра у вас начнутся заботы,
связанные непосредственно со шлюзованием.
Конечно, если у вас на яхте есть рация, забот
будет намного меньше - вы вызовете вахту шлюза и
получите от нее указания - когда и за кем вам
заходить в камеру шлюза. Но у большинства яхт
раций нет. Плохо также, что перед шестым шлюзом
постоять и переждать толком негде. Я обычно
осторожно, на самом малом ходу подходил к месту,
где левая (по вашему ходу) причальная стенка
упирается в берег, шустрый матросик выскакивал с
носа яхты на бетонный откос берега (осторожно,
бывает скользко!), принимал с яхты носовой и
кормовой швартовы и с их помощью оттаскивал яхту
метра на три от берега. Хорошо бы ее развернуть,
чтобы стоять носом к каналу. Но при этом нос не
должен высовываться из-за изгиба стенки. Стенка
- не для нас!
Рис. 2. Ожидание шлюзования
перед шлюзом №6
Какие ваши действия
дальше? Если у стенки стоит в ожидании
шлюзования теплоход, можно сходить к нему,
вызвать вахтенного и попросить его связаться с
вахтой шлюза и выяснить, какие указания будут
вашей яхте. Речники к нам относятся сочувственно
и никогда в этом не отказывают. Если судна рядом
нет, можно сходить на территорию шлюза. Охранник
скорее всего будет вас не пускать, угрожая
берданкой. Но его надо уговорить, и он отведет
вас к местному телефону, по которому вы
свяжетесь с вахтой и выясните то, что вам нужно.
Иногда вам разрешают пройти прямо на вахту.
Имейте с собой документы. Многие капитаны яхт,
не долго думая, направляются прямо за входящим в
шлюз теплоходом. Что ж, можно и так. Только,
во-первых, не забудьте оглянуться назад - а не
идет ли там еще один теплоход. При подходе к
воротам шлюза следите за входным светофором, и,
увидев красный огонь, немедленно отворачивайте -
вас в камеру не пускают. Пытаться войти в шлюз
при красном огне светофора - верный шанс
лишиться прав рулевого или капитана. Вы
направляетесь в камеру шлюза за попутным
теплоходом, не зная, пустят ли вас туда. У вас
над ухом трещит подвесной мотор, мешая услышать,
что говорят по громкой связи со шлюза. Я заранее
сажаю одного матроса на носу яхты, там шум от
мотора много меньше, он слышит все указания и во
всю глотку транслирует их мне. Входя в камеру,
вы должны заранее вывесить кранцы по обоим
бортам. Почему по обоим? Во-первых, чаще всего
вы не знаете, каким бортом вам придется встать к
стенке. А кроме того, возможно, что к вам под
борт встанет еще яхта, для которой другого места
в шлюзе нет. А хуже того - моторка или катер,
хозяева которых чаще всего представления не
имеют, что такое кранцы. А также о том, что надо
беречь борта - свои и чужие. Проходя линию
ворот, убавляйте ход до минимума - я прямо в
воротах глушу мотор или ставлю его на нейтралку.
И по инерции двигайтесь к свободному рыму, лучше
всего к первому по вашему ходу. Нормальная
швартовка - правым бортом, но если там нет
свободных рымов - ничего страшного, можно и
левым. Так же заранее вы должны приготовить
швартовные концы, задав их на утки с носа и
кормы. Каждый швартов должен быть протянут по
борту (которым вы собираетесь подойти к стенке)
до миделя яхты и возвращен обратно своим
свободным концом. Матрос, стоящий на миделе,
накинет оба швартова серьгой на плавучий рым, и
двое матросов на носу и корме возьмут свободные
концы на руки. Только сначала посмотрите, как
ведет себя теплоход, стоящий перед вами. Он
может начать подрабатывать задним или передним
ходом, струёй от винтов вашу яхту потянет
соответственно вперед или назад, и у ваших
матросов может не хватить силенок, чтобы
удержать ее на швартовах. Поэтому они должны
быть готовы мгновенно задать свободные концы за
носовую и кормовую утки. Иногда приходится
заводить даже по два швартова для верности. Вы
входите в камеру на небольших ходах, а моторки,
которых особенно много собирается по выходным
дням, несутся, как угорелые, и, возможно, войдя,
вы обнаружите, что они заняли все свободные
рымы. В этом случае, медленно двигаясь вдоль
стенки, громким и уверенным голосом предложите
ближайшей моторке отойти от рыма, пропустить вас
к нему и встать к вам под борт. Ну-с, шлюзование
началось. Обычно после закрытия ворот по радио
подается команда: "Внимание на судах! Начинаю
наполнение (или опорожнение) камеры. Следите за
швартовами!" Камера наполняется (или
опорожняется), соответственно поднимаются
(опускаются) плавучие рымы и все суда в шлюзе.
Тут надо поберечь борта. Хорошо для этого на
яхте иметь два отпорных крюка, т.е. багра, и
матросы на носу и корме, одной рукой держа
швартовы, другой отпор-никами упираются в
стенку, придерживая борт яхты сантиметрах в
20-30 от стенки. Не позволяйте всей команде
сидеть на одном борту, ближе к стенке - яхта
закренится в сторону стенки, и вы можете
поломать краспицу на вашей мачте. Когда подъем
или спуск воды окончен, приходится снова следить
за впереди стоящим судном; трогаясь с места, оно
винтами создает мощную струю, которая также
может оторвать вашу яхту от рыма. Особенно
следует опасаться толкача, у которого впереди
две баржи, ему, чтобы их сдвинуть, приходится
давать большие обороты своим двигателям. Не
торопитесь отдавать швартовы - теплоходы идут по
камере шлюза, очень медленно набирая ход.
Дождитесь, пока корма последнего судна будет у
третьего от выходных ворот рыма. К этому времени
мотор должен работать на холостых оборотах, тут
вы и подавайте команду "отдать швартовы", а
потом - "оттолкнуться от стенки". Проследите,
чтобы от стенки отошли и нос и корма, и теперь
включайте скорость. Направляясь к выходу из
камеры, будьте внимательны: в узкости шлюза
выходящие суда, особенно "Ракеты" и "Метеоры",
разгоняют большую волну, и вашу яхту может
бросить в сторону стенки. А вот выйдя из камеры,
прибавляйте ходов, сколько возможно, надо не
отстать от впереди идущих судов, тогда вы
попадете в следующий шлюз вместе с ними.
Впрочем, это зависит от расстояния между
шлюзами. Например, между 6-м и 5-м шлюзами всего
полтора километра, и вам лучше не торопиться,
тем более, что любое судно, приближаясь к
воротам шлюза сбрасывает ход до самого малого.
Да еще вам надо подождать, пока оно ошвартуется
в шлюзе. А вот между 3-м и 2-м шлюзами 43
километра, здесь, как правило, мы не торопимся,
все равно за теплоходами нам не угнаться. Кроме
шлюзов в канале имеются еще препятствия, могущие
нас задержать - тросовые паромные переправы.
Обычно издалека видно, какой знак висит над
паромом - черный цилиндр, который означает, что
троса опущены и вы можете проходить, или красный
конус, его называют "морковкой" - тогда следует
ожидать. К берегу, как правило встать негде или
неудобно, вот и приходится ходить кругами, зря
теряя время и расходуя горючее. Попробуйте
погромче погудеть в туманный горн, на некоторых
паромщиков это действует, и они опускают троса.
Канал им.Москвы и все его сооружения - плотины,
шлюзы, заград-ворота - сооружены в 1937 году, но
до сей поры находятся еще в приличном состоянии,
чего нельзя сказать, например, о
Беломоро-Балтийском канале. А здесь вы можете
рассчитывать, что техника канала вас не
подведет. Здесь также есть на что полюбоваться.
Подходя к шлюзу №3, что уже недалеко от
Дмитрова, посмотрите, какие красивые
колумбовские каравеллы на башнях этого шлюза. Я
даже запомнил фамилию их автора - В.Я.Мовчан.
Идя от Москвы к Волге, надо так рассчитать
время, чтобы к темноте придти в Дубну, т.е. за
световой день желательно пройти весь канал или
хотя бы 5 шлюзов. Потому что ночевать в канале
крайне неудобно и даже опасно. И уровень воды
меняется и волны от проходящих судов запросто
могут сорвать вашу яхту с якорей. Но если
все-таки вы видите, что вам за день канал не
пройти, имейте в виду место в канале, где можно
спокойно переночевать. После Дмитрова, на 119
км, не доходя белого буя №5, сворачивайте
направо в сторону расширения канала. Здесь в
канал впадает ручей, а метрах в 50 правее его
устья вы можете подойти вплотную к берегу.
Рис. 3. Расширение в канале
Но ночевать у берега не советую -
уровень меняется от работы шлюза и плотины. На
якорь можно встать метрах в 20-30 от берега. Еще
одно обстоятельство следует иметь в виду,
проходя канал, да и на всем протяжении пути -
высоту мостов и надводных линий электропередач.
Если ваша мачта имеет высоту в пределах 10
метров, забот у вас не будет, а если выше -
смотрите в атлас - там обозначены высоты всех
надводных препятствий. Но вот вы благополучно
прошли шлюз №2 и приближаетесь к Дубне.
Посмотрите на карту в вашем атласе: здесь
расположен перекресток трех дорог: одна - та, по
которой вы пришли из Москвы; вторая - налево, в
сторону Твери; третья - направо, через шлюз №1,
вниз по матушке по Волге. Туда-то нам и надо.
Если вы явились к этому шлюзу после 21 часа, вас
скорее всего сегодня не пропустят, в темноте
маломерные суда не шлюзуют. Тогда направляйтесь
к месту ночевки. Выбор здесь небольшой. Если
ветер и волна слабые, или их нет, заходите за
дамбу, которая идет по левому для вас берегу
канала при его окончании, положив якорь,
тихонько подходите носом к этой дамбе и
швартуйте нос за какое-либо дерево. Если же
ветер дует с восточных четвертей, т.е. с
Московского моря, то лучше, выйдя из канала, не
сворачивать, а пилить прямо к берегу напротив,
где стоит огромный монумент В.И.Ленина. Чуть
левее Ильича почти любая яхта может ткнуться
носом в берег, положив с кормы якорь, а носовой
задав за кусты на берегу.
Рис. 4. Перекресток перед
Дубной
Разумеется, перед сном надо
оттянуть яхту подальше от берега, да неплохо бы
развернуть ее носом к воде. Вообще, если вы
любите спать спокойно, не жалейте времени и
трудов на организацию ночной стоянки яхты. По
молодости лет и недостатку опыта я этим
пренебрегал - ткнулся в берег, привязался и
хорош, можно спать. В результате пробуждение
часто бывало неожиданным и неприятным. Встали на
стоянку - тщательно проверьте: как задан носовой
швартов; хорошо ли держит якорь (его надо сильно
потянуть в четыре руки), потыкать футштоком и
выяснить, сколько у вас глубины под килем, а
также с носа и с кормы. Если есть сомнения,
заводите еще швартов с носа, положите второй
якорь, оттяните яхту подальше от берега и т.д.
Ну, а если при всех принятых вами мерах стоянка
все же кажется вам ненадежной, что ж - не
ленитесь и поищите другую. И еще одно общее
замечание: конечно, и в канале и на Волге вы не
заблудитесь: держитесь промеж берегов и придете,
куда надо. И все же очень нужно, а в первых
плаваниях просто необходимо, иметь лоцман ский
альбом (правильное его название: "Атлас единой
глубоководной системы Европейской части РСФСР").
От Москвы до Калинина и до Череповца - том 2; от
Череповца до Санкт-Петербурга - том 3.
Заглядывая в него, вы всегда будете знать, где
находитесь, сколько прошли, сколько осталось.
Где надо держаться только в пределах судового
хода, а где можно срезать - глубины в атласе
обозначены. И стоянку в незнакомых местах тоже
легче выбрать с помощью атласа. Напротив
памятника Ленину есть широкая лестница, ведущая
к воде, там можно временно ошвартоваться (лучше
всего, где к воде спускаются ступенчатые
перила). Оттуда метров 150-200 до бензоколонки.
А дальше - к шлюзу № 1. Здесь тоже нет удобного
места для ожидания шлюзовки. Я обычно подхожу к
правому по ходу берегу, там, где причальная
стенка загибается к берегу, на загибе отыскиваю
торчащие из стенки арматурины и швартую за них и
нос и корму. Поставить яхту надо так, чтобы,
высунувшись с носа, увидеть, что происходит на
шлюзе. Пойдут из шлюза суда - надо поберечь
борта. Хотя я надеюсь, что кранцы у вас на
бортах привязаны. Кстати о подвеске кранцев.
Большинство яхтсменов крепит кранцы к леерам с
помощью так называемого "кранцевого узла". В
номенклатуре узлов его нет, но это - комбинация
выбленочного и рифового узлов. Держит хорошо, а
надо убрать кранец - дернул за ходовой конец, и
узел развязался, только не упусти кранец за
борт. Дождались шлюзования. Здесь, в Дубнинском
шлюзе наибольшее внимание уделяйте моторкам, их
здесь всегда много, и носятся они, как
ненормальные, разгоняя волну, сталкиваясь друг с
другом. Следите, чтобы в вас кто-нибудь не
въехал. Вот, стало быть, прошли вы и этот шлюз и
оказались в Волге. Если быть точным, то теперь
Волги, как таковой, уже нет. У вас позади
осталось Иваньковское водохранилище, сразу за
шлюзом №1 начинается Угличское водохранилище и
т.д. Только от Волгоградской плотины до
Каспийского моря - Волга, а все остальное -
водохранилища. Ну, это так - к слову. Отсюда вы
движетесь уже по течению, следовательно, справа
от вас фарватер ограждают красные буи, а слева
белые. Или кое-где - черные. Все они имеют
номера, написанные крупно, и, если ваш
лоцманский альбом не очень старый, вы всегда,
глянув на номер, будете точно знать свое место.
По правому берегу у вас остается город физиков -
Дубна. Делать вам там особенно нечего, но, если
хотите подкупить продуктов или отметить на почте
крейсерскую книжку, то лучше всего ошвартоваться
у пирсов дубнинского яхт-клуба. Мачты его яхт вы
увидите с воды вскоре после пассажирской
пристани. Пирсы у них - в виде ковша, местные
яхты стоят внутри него, а вам, гостям, внутри
делать нечего. Подходите снаружи, кладите с
кормы якорь, а нос швартуйте за стальные сваи
пирсов или за стойки перил. Имейте в виду, что
грунт здесь плохо держит якоря, и какой-нибудь
проходящий "пассажир" может шарахнуть вашу яхту
волной и разбить ее нос о пирс. Поэтому не
оставляйте яхту без присмотра и, пока ваши люди
бегают по берегу, оттяните ее подальше от пирса.
Для таких маневров лучше всего швартовать нос
яхты "серьгой", т.е. швартов, заданный за
носовую утку, обвести вокруг стойки или дерева
на берегу и ходовой конец снова задать за ту же
утку. Или за битенг, что там у вас есть на носу.
Всегда можно, не выходя с яхты, потравить или
подтянуть носовой швартов. Или отдать его
совсем, вытянув на яхту.
от Дубны до
Углича
Вы отошли от Дубны.
Если вам удалось выйти в Волгу с вечера, надо
соображать насчет ночевки. У яхт-клуба - нельзя,
я уже объяснял: там грунт плохо держит якоря.
Близко от Дубны есть так называемая Комариная
щель, это яхтсмены ее так прозвали. Посмотрите в
лоцманский альбом: чуть дальше отметки 174 км на
левом берегу увидите узкий заливчик. Вход в него
достаточно сложный, перед ним - мель, которая
каждый год меняет очертания. Поэтому входить
надо самым малым ходом, а матрос на носу должен
все время промерять футштоком глубину. Зато,
войдя в "щель", а она действительно узкая, вы
можете воткнуться носом в берег в любом
понравившемся вам месте. Якорь можете положить
метрах в трех от кормы, грунт здесь держит
хорошо. На берегу - ничего хорошего, с обоих
берегов ровное поле, поросшее травой. Кустиков,
за которые можно задать носовой, - и то нет. Для
таких случаев мы у себя на яхте держим
"чудо-кол" - метровый отрезок стального уголка,
заостренный с одной стороны. Вот, если не за что
швартоваться, матросик выскакивает на берег с
колом и топором, обухом забивает кол в землю и
задает за него носовой швартов. Т.е. это место
годится только для того, чтобы переночевать в
спокойной обстановке. Но комар здесь имеет
место. В достаточном количестве и достаточно
злой . Впрочем, это вас ждет по всему маршруту,
вы же по воде идете, да на север, как же без
комара? Так вот, чтобы спать спокойно, мы каждый
вечер проводим операцию "комар". Имеем для этого
два куска марли, которыми можно закрыть (с
запасом) оба люка, а также репеллент в виде
аэрозоли. Перед сном обе марлечки готовим к
установке. Вся команда вылезает в кокпит, а
последний перед тем, как выйти, обильно кропит
репеллентом все помещения в яхте, не забудьте
форпик и "гробы". Продукты перед этим прикройте
чем-нибудь. Затем этот "последний" тоже
выскакивает в кокпит, марля на обеих люках
задергивается, и мы все минут 20 кормим в
кокпите комаров. Курящие курят, некурящие
рассказывают анекдоты. Затем приподнимаем марлю
на заднем люке, все быстро вскакиваем в каюту и
марлю снова опускаем. В каюте включается свет,
все внимательно оглядывают каюту, добивают
оставшихся комаров, и - можно спать спокойно.
Рис. 5. Комариная
щель
Если вы не смогли или не
захотели входить в Комариную щель, есть более
приятная стоянка - чуть подальше - в реке Дубне,
это правый приток Волги, впадает в нее на 175-м
км. Ориентир устья Дубны - церковь с
колокольней. Река на несколько километров
судоходна, но не обставлена, держитесь
посередине. А в 200 метрах от устья становитесь
под обрыв напротив деревни. Наутро отправляемся
в дальнейшие путь. Если ветер для вас
подходящий, вздергивайте паруса, если нет -
заводите мотор. Способ движения зависит еще и от
того, насколько вы спешите. Я, например, когда
иду на Онегу, в первые дни стараюсь, пройти
побольше и иду от света до темноты, чтобы
побольше осталось времени походить по прекрасным
онежским местам. Можно, конечно, двигаться и по
ночам;, но следует иметь в виду оживленное
иногда движение теплоходов по Волге. И в команде
должны быть люди, имеющие хорошее ночное зрение.
Ну, да и спать, конечно, тоже иногда надо. Я,
например, с тех пор, как достиг своего, как
говорится, "почти трехзначного возраста", по
ночам люблю спать. И потом, не хочу вас пугать,
но было несколько случаев, когда по ночам и
опытные люди на яхтах создавали аварийные
ситуации. И даже теряли людей. Поэтому, двигаясь
днем, уже часам к 18 начинаю соображать: где
встать на ночевку. Но мне легче - места много
раз хоженые, и все бухточки и речки по пути
известны. И отмечены карандашом в лоцманском
альбоме. Вот вы идете от Дубны вниз по течению.
Река здесь, хоть и называется водохранилищем, но
- река. Вот правый берег, вот левый. Двигайтесь
между ними, и не заблудитесь. Через 23 км по
обоим берегам будет город Кимры, Если Дубну
борзописцы из газет называют городом физиков, то
Кимры следует называть городом обувщиков - здесь
одна из старейших и крупнейших в России фабрик
обуви. Здесь мост через Волгу, судоходный пролет
только один для прохождения и сверху и снизу; и
к тому же, оживленное движение местных буксиров,
речных трамваев и пр. Здесь лучше всего убрать
паруса и, внимательно следя за обстановкой,
пройти город под мотором. А дальше - как ветер
позволит. В Кимрах стоять у берега негде, кроме
одного места: через полкилометра ниже моста на
левом берегу - мосточки для полоскания белья и
рыбалки, около них достаточно глубоко. Недалеко
на берегу есть колонка с питьевой водой. От Кимр
до Белого Городка всего 16 километров. Тут в
Волгу впадает река Хотча, ее правый берег весь
мелястый, а левый - это населенка, Белый
Городок. Имеет смысл подойти ненадолго, если
нужен магазин или бензин. А ночевать не стоит.
На ночевку можно встать в бухточке у Калинового
Ручья, что на правом берегу около 211-го
километра. Примета: берег укреплен бетонными
плитами, а на них большая надпись: "База отдыха
Калиновый Ручей". Бухточка - чуть не доходя этой
надписи. Входить в нее надо осторожно, держась
полевее и промеряя глубину. А внутри она
глубокая, можно встать носом к берегу. Это
территория базы отдыха, к нашему брату здесь
относятся приветливо. А еще через пару
километров Волга, ранее идущая к западу,
сворачивает на 90 градусов - на север. Вскоре
после поворота справа перед вами откроется
большой залив. Там внутри стоит на вечном
приколе большой теплоход, но это не значит, что
туда просто войти - вход в залив весь в мелях, и
надо искать проход между ними. Если пришло время
вам становиться на ночевку, вы лучше пройдите
еще 6 километров и подгребайте к правому берегу
напротив устья реки Медведицы, обогнув правым
бортом два острова, огороженных красными буями.
После второго буя пройдите по судовому ходу еще
полкилометра, а потом возьмите круто к берегу.
Если поискать, можно найти место, где вы
встанете носом к берегу. Говорю: "если поискать"
- потому, что глубины у берега меняются, в этом
году подошел, а в следующем уселся метрах в 10
от берега. Впрочем, если тузик на яхте есть, то
можно и не очень рваться к берегу, а встать на
якорь, уйдя подальше от судового хода. Не
забудьте только на ночь включить стояночный
огонь, чтоб кто-либо в вас не въехал. Берег
здесь яровый, т.е. обрывчик на нем, метров 6
высотой. А на обрывчике лес. А в лесу грибы. А
еще клещи водятся, следите, чтобы не влез за
шиворот. На 223-м км есть хорошая стоянка около
красного буя №100 прямо от которого и надо
заходить в эту бухту, которая вовсе и не бухта,
а затопленное устье ручья. Заход: идти чуть
правее линии створа №37 Городищенского, пока
вход в бухту не окажется у вас на траверзе,
после чего примите ближе к правому берегу ручья,
повторяя все его изгибы. А через 50 метров от
входа будет расширение, оно-то вам и нужно.
Стоять можно вплотную и к правому и к левому
берегу, только имейте в виду, что бухту часто
посещают рыбаки и путейские катера, поэтому
якорь кладите недалеко от кормы. Через 8 км, на
230-м км в Волгу впадает река Печухня, вход в
нее на карте обозначен, а на местности нет. Я
туда не заходил. А еще через два километра по
тому же берегу - река Нерль, река прекрасная, и
мест хороших для стоянки там много. Надо пройти
94-й красный буй, и вы увидите створ, ведущий в
Нерль и речные бакены, по которым можно в нее
войти. Не забудьте, что здесь вы пойдете против
течения - белые бакены будут у вас справа,
красные - слева. Здесь неплохая рыбалка. Вскоре
у вас по правому борту останется пристань
Новоокатово, здесь иногда встают туристические
теплоходы, здесь же - бывшая усадьба
Д.И.Фонвизина, а теперь - дом отдыха имени него.
Ночевать здесь не очень удобно, но с давних пор
у многих яхтсменов имеется традиция (неизвестно,
откуда пошедшая) - на траверзе этого дома отдыха
принимать по стопарику. Нравится вам эта
традиция - можете ей воспоследовать. Я больше
люблю ночевать в длинной бухте (вернее - это
устье реки Ламенки) у деревни Авсерьгово. Тут
стоит красный буй №81. Надо свернуть с судового
хода, не доходя метров 70 - 80 до этого буя.
Направо, разумеется. Иногда на входе в бухту
выставляются две вехи, а иногда нет, тогда
держите на середину входа. Пройдя вход в бухту,
идите к противоположному берегу и там, свернув
направо, двигайтесь метрах в 15 от берега и,
почти не сворачивая, выйдете на берег, поросший
сосновым лесом. Здесь метровый песчаный
обрывчик, вот около него и ищите подход к
берегу. Дальше, вглубь бухты ходить бесполезно -
берега мелястые. Здесь сосновый лес, но, если
вам захотелось грибов - надо уходить подальше,
т.к. у самого берега - излюбленная рыбачья
стоянка, и все вытоптано. Через 4 км после этой
бухты вы пройдете под Кашинским железнодорожным
мостом. Судоходный пролет - один в обе стороны.
Подходя к мосту, внимательно следите, не идет ли
кто вам навстречу. Теплоход увидите издалека, а
вот "Метеор" или "Ракета" могут примчаться
внезапно, так что держите поближе к правому быку
моста. Сразу за мостом с левого берега в Волгу
впадает река Кашинка, она судоходна, но я в ней
не бывал и ничего сказать не могу. Кроме того,
что на ней стоит город Кашин, где раньше
производилась самая противная в России водка.
Говорят, теперь у них технология поменялась,
водка стала лучше. Здесь же начинается
Калязинская излучина, где на левом берегу за
деревней Воскресенское есть три чудные бухточки
с приглубым берегом, очень удобные для стоянки.
Входить в любую из них посередке и сворачивать
влево, стоять будете носом в берег. Рыбалка,
грибы, ягоды. Бухточки обозначены.на картах
атласа. Во время Московской крейсерской регаты
многие гонщики делают здесь, на излучине, срезку
- на 251-м км проходят к г.Калязину между двумя
большими островами, сэкономив около 2-х
километров. Но в обычном плавании я бы этого
делать не стал - глубины в проливе не
обозначены, чтобы пройти, надо хорошо знать
место. А заканчивая огибание излучины, впереди
увидите город Калязин и около него - колокольню,
торчащую прямо из воды. Тут, конечно, идут в ход
все фотоаппараты и видеокамеры, тем более, что
позади колокольни, на берегу, видна гигантская
спутниковая антенна, в контраст колокольне. В
Калязине можно купить продукты и бензин, а также
набрать питьевую воду. Удобнее всего встать у
пристани речных трамваев на траверзе красного
буя №72А. Но не вздумайте сворачивать прямо к
этой пристани - пересчитаете фальшкилем
фундаменты затопленных домов. Надо от буя пройти
метров 200 и потом прицелиться носом яхты по
линии одной из улиц Калязина, лучше всего
напротив каменной лестницы, ведущей к воде. А
потом, в 20 метрах от берега, сверните направо,
и - назад к пристани. Надо встать сбоку от нее
так, чтобы нос вашей яхты не высовывался -
речные трамваи подходят частенько. Они в этом
городе - основной вид транспорта. Калязин -
довольно древний город, но ничем особым не
знаменит, кроме производства валенок. Впрочем,
если кто-либо из вашей команды интересуется
российской историей, то можно посетить
краеведческий музей. Там хранится Евангелие,
которое подарил здешнему монастырю Иван Грозный,
бывавший здесь. Выходить обратно на судовой ход
- таким же образом, как вы и входили, т.е. по
створу городской улицы. Прошли мы с вами
Калязинский плес, после него Волга круто
сворачивает направо, а судовой ход уходит к левому берегу. И вот тут -прекраснейшее место
для стоянки - устье речки без названия у
дер.Заволжье, почти на траверзе 65-го красного
буя. Войдете посередке, свернете налево, и яхта
упрется носом в песчаный пляжик. Купанье,
рыбалка, грибы... Бухточка видна на карте. Есть
и еще стояночка напротив этой речки и чуть ниже
- речка у дёр.Мицеево. Там надо уйти метров на
200 вглубь речки и свернуть налево. Разумеется,
входя в такие речки, бухты, ход - самый малый.
Дальше почти до Углича судовой ход идет от
берега к берегу, но он везде обставлен буями и
створами. Практически в любом месте у вас и по
носу и по корме видны створные знаки. Из
известных мне мест стоянки могу указать такие:
1. 271 километр - устье р.Нерхатки, ее левый
яровый берег под дёр.Дулепово. В деревне есть
молоко. 2. 281 км. в речке Скоморошке у
дёр.Прилуки. Если пристань в речке еще стоит, то
встать можно за ней, а если нет, то будет хорошо
видно место, где она была, на левом берегу,
метрах в 150 от устья. 3. На 285 км есть боковой
судовой ход, ведущий в реку Пукшу. Вход в ее
устье обставлен парой буев. Пройдя вверх по
Пукше полкилометра, увидите слева большую бухту,
вот туда-то ходить не надо.
Рис. 6. Стоянка в
р.Пукша
А еще метров через 150, тоже
слева увидите маленькую бухточку, метров 15
шириной - она глубокая. Войдя, буквально через
10 метров сверните круто влево и кладите с кормы
якорь. Яхта уткнется носом в песок на берегу. А
с обрывчика будет прекрасный вид на Волгу. Там
же вечером и костерок. 4. А напротив Пукши, с
правого берега впадает в Волгу река Демковка. В
нее надо сворачивать, пройдя траверз белого буя
№56. Входите посредине, поглядывая на воду:
здесь рыбачьи угодья, можете увидеть поплавки
сетей, переметов и пр. Сразу же после входа у
вас по правую руку будет видна песчаная коса.
Целясь в ее левую сторону, также подойдете носом
к берегу. Сам берег за пляжем - неважный,
болотистый. Но рыбалка богатая. Есть в этих
местах и еще стояночки , да вы уже близко к
Угличскому шлюзу - пора вам туда - шлюзоваться.
Вот вышла ваша яхта на широкий Угличский плес.
Судовой ход пойдет вдоль правого берега, но яхта
с осадкой не более 2-х метров может спокойно
сделать срезку вдоль левого, все-таки километра
полтора выгадаете. Тем более, если дело идет к
темноте, а в темноте вас шлюзовать не станут,
здесь есть где спокойно переночевать. Можно
зайти в речку Мимошню и метрах в 100 от устья
встать к ее левому берегу (за церковью). А можно
и не заходить, а ошвартоваться прямо у ярового
берега под деревней Котово.
Рис. 7 Стоянка у
Красносельских створов
Или под створом №14
Сено-пункт, стоять можно прямо у берега, только
здесь уже близко судовой ход, и волна от
проходящих судов ночью будет вас беспокоить.
Если вы хотите побывать в городе Угличе до
шлюзования, входите в ручей около дер.Камышево и
становитесь к его правому берегу у мостков.
Камышево - пригород Углича, в 100 метрах от
ручья - остановка городского автобуса. Сообщаю
вам место, куда ходить НЕ НАДО. Называется оно
Грехов ручей. В нем на высоте 5 метров тянутся
проводе местной высоко-вольтки. Вообще, входя в
любую речку или ручей, смотрите не только вниз,
но и вверх. Далее вам предстоит шлюзование.
Порядки здесь строгие - не вздумайте входить в
камеру без команды - сразу выгонят. Удобного
места для ожидания здесь тоже нет. Конечно,
лучше всего заходить в подходной канал сразу же
за идущим в шлюз теплоходом я потихоньку
двигаться к воротам шлюза - есть шанс, что вам
скажут по радио: "Яхта, заходите в камеру,
правый борт, второй рым". Или иные борт и рым.
Тогда - по газам, и - на указанное место. А если
нет, то на правом берегу канала, метрах в 200 от
ворот стоит белый столбик, а на нем доска, на
которой ничего не написано. Вот к этому столбику
и швартуйтесь осторожно, положив при подходе
якорь метрах в 5-6 от кормы. Матросу, стоящему
на баке с носовым швартовым, не разрешайте
прыгать на берег, а велите осторожно слезть - о
камни можно переломать ноги. И ждите команды. На
обратном пути в этом шлюзе всё так же, только
столбик будет у вас слева. Отшлюзовались, вышли
из подходного канала. Справа у вас открывается
вид на прекрасные угличские соборы. Хорошо виден
храм Димитрия "на крови", построенный на том
самом месте, где убили царевича Димитрия. Или он
сам убился, - неизвестно до сих пор. Храм вы еще
с воды увидите - у него синие купола, усыпанные
звездами. Часть соборов использована под музеи -
можете посетить. Если у вас на яхте нет желающих
на экскурсию, тогда - влево по судовому ходу. А
если экскурсия нужна, тогда - проблема со
стоянкой. Вообще-то, под собором с зелеными
куполами есть пожарная пристанишка -небольшая,
но очень высокая, вылезать на нее неудобно, зато
все угличские достопримечательности (в т.ч.
магазины) рядом. Я, бывало, стоял у этой
пристанишки, и никто меня оттуда не гнал. А,
может, просто некому было? А в других местах,
прямо у берега стоять неудобно, особенно при
навальном ветре и волне. При крайней
необходимости можно залезть за пассажирскую
пристань, пара яхт сможет там встать. Только
надо сходить на пристань и попросить разрешения
у сторожа постоять до утра. Обычно разрешают
постоять до смены, а смена у них в 7 часов утра.
Бензоколонка в Угличе очень далеко от воды.
Начинали вы свой путь в Московской области,
прошли большую часть Тверской, а сейчас вы уже в
Ярославской. Но это - далеко не последняя
область на вашем пути.