Вот город Углич остался у вас позади. Дальше, километров 30 до Мышкина, Волга не широка - метров 700. Ближайшее удобное место для стоянки - река Корожечна, впадает в Волгу с левого берега на 315-км. Стоянка у ее левого берега, метрах в 20 выше дёр. Алтыново. Стоянка хорошая, носом в берег, только шумновато, около Алтынова - дом отдыха. Река Постная тоже впадает в Волгу с левого берега. При заходе надо брать как можно правее и искать место для стоянки у левого берега Постной. Одно из моих любимых мест для стоянки - безымянная бухта на левом берегу Волги на траверзе 30-го красного буя (332 км). При входе в бухту, левее его середины, из воды торчит каменный огрудок, надо входить метрах в 6 правее него и сразу сворачивать круто вправо. Стоять можно носом вплотную к песчаному берегу, носовой швартов можно задать за корни сосны, торчащие из песчаного обрывчика. Здесь следует иметь в виду, что уровень воды изрядно меняется -недалеко плотина и шлюз. На ночь оттянитесь от берега метра на 2. Поднявшись на невысокий, метров 5, обрывчик, вы обнаруживаете сосновый лес с полянками, где в хорошие годы бывает уйма земляники. Здесь приятно, но в выходные дни приезжает много туристов. Есть стояночка на 336-м км по левому берегу Волги в безымянной речке напротив дёр. Костенево. Есть также речушка на 342-м км, тоже на левом берегу, не доходя Мышкина. Там в устье речушки грузят песком баржи. Надо осторожно пройти под самым бортом баржи, а если ее нет, то под плавкраном, затем взять полевее и, войдя в узкость, сразу свернуть к правому для вас берегу. Там тихо. Пройдя по берегу речушки метров 40, вы попадете на шоссе, где можете остановить машину и купить бензин. А бензоколонка в Мышкине, но плохо с подходом к берегу. А бензин брать надо - до Рыбинки вы его нигде не возьмете. Если подопрет, в Мышкине пройдите метров 50 после пассажирской пристани, станьте на якорь метрах в 10 от берега и переправляйте на тузике людей и канистры. Весьма приятное и спокойное место для ночевки - Охотинская бухта. Бухта хорошо укрыта от ветра и волны. Она на правом берегу Волги на 347 километре. После Мышкина надо пройти вниз по Волге еще километра три, и прямо к бухте вас выведет створ №б Охотинский. Миновав вход в бухту, пройдите еще метров 40 и сворачивайте круто влево, к отдельно стоящей на откосе березе. Якорь надо положить подальше - грунт здесь держит неважно. Зато какой отличный пляжик при выходе в Волгу! А еще при входе в бухту есть на другом берегу деревянный причальчик; можно встать к самому его концу (сбоку - мелко) и, пройдя метров 200 по берегу Волги, обнаружить родничок с чистой водой. Он неглубокий, поэтому, кроме ведер, возьмите с собой кастрюльку, чтобы удобней было набирать воду. А если у вас есть время - сделайте здесь дневку и отправьте экспедицию в лес за бухтой, грибов наберете по потребности.
Рис. 8. Охотинская бухта
Еще стояночка имеется на 359-м км у белого буя № 11 напротив деревни Вздыхайлово. Вход в ручей с Волги просматривается плохо, входить только в светлое время. Кроме того, следует помнить, что вы уже вышли на уровень Рыбинского водохранилища, а он - этот уровень - меняется по годам. Ручей неглубокий, иногда в него не войти. Здесь Волга начинает уже разливаться широко, но не советую вам уходить с судового хода даже на 10 метров - будете сидеть. Есть места с глубинами 0.7-0.3 метра. Когда я говорю "есть стояночка", я имею в виду, что место укрытое от волны с судового хода; что можно встать носом к берегу, что народа здесь мало или вообще нет. Т.е. переночуете спокойно. А вскоре ваша яхта пройдет под железнодорожным мостом. Здесь два судоходных пролета для прохода в разных направлениях. Нужный для вас проход вам укажет красный знак на ферме моста. На левом берегу - железнодорожная станция Волга, из которой можно уехать прямо в Москву, здесь многие команды производят полную или частичную смену экипажей. После моста судовой ход свернет к правому берегу - к деревне Ивановское. Там есть створные знаки, но сразу вы их не увидите, а держите на церковь - она видна издалека. Там есть ручей Ивановский, в нем стоять можно, но уж очень людно - он между двух деревень. На траверзе этого ручья вы увидите первый большой озерный буй - здесь кончается речной и начинается озерный участок Рыбинского водохранилища. Вы вышли на этот крупный водоем, созданный человеческими руками. Плотины, перекрывшие Волгу и Шексну, были созданы перед самой войной, и до 1947 года продолжалось наполнение водохранилища. Вам следует иметь в виду, что оно расположено на перекрестке циклонов, возникающих в европейской части России и поэтому часто бывает неспокойным. Для больших теплоходов это опасности не представляет, а вот яхтсменам надо держать ухо востро. При шквалах и штормовых ветрах волна здесь бывает более 2-х метров высотой. Кроме того уровень водохранилища тоже меняется - разница бывает до 2.5 метров в течение навигации. А также надо считаться со сгонно-на-гонными изменениями уровня, например, при южных ветрах, длящихся несколько дней, уровень в южной части Рыбинки может понизиться на метр. От деревни Ивановское держитесь вдоль правого берега - он обрывистый и приглубый. На 378-м км начинается мерная миля - 1852 метра, она обозначена двумя секущими створами, здесь можете проверить ваши приборы - лаг и счетчик миль. Два ручья по правому берегу - Шепелевский и Котинский, конечно, очень хороши для стоянки, но, во-первых, при входе в оба ручья каждый год намываются песчаные бары, и не всегда через них войдешь; а, если войдешь, тебя постараются оттуда выгнать местные частные владельцы земли. Почему будут выгонять - это второй вопрос, но выгонять будут обязательно. Так что, лучше вы пройдите еще пару километров и сверните в Петраковскую бухту на 380-м км напротив 78-го черного буя. Да вы ее и без примет не пропустите - вход в нее широкий, на одном берегу, справа от вас видна пристанишка, туда "Метеор" подходит, а напротив - база отдыха. Подход к пристани обозначен вехами. Встать можно за пристанью метрах в 10, там у берега стоит железный понтон. Или же в конце бухты сворачивайте направо, в ручей - не широкий, но глубокий. Там поищите приглубый берег на первых 30 метрах справа. Вглубь ручья ходить не надо - через него идут низко висящие провода. Здесь неплохо и постоять и отдохнуть. В дачном поселке есть колодец с хорошей водой. Бензина и продуктов вы здесь не купите. Если уж дозарезу чего-то надо, то отсюда в Рыбинск ходит автобус. Но ехать долго. Основная роль этой стоянки в том, что отсюда начинается большой переход через Рыбинское водохранилище. Я несколько раз переходил через Рыбинку ночью, и мне это не очень понравилось, особенно при неспокойной погоде. Поэтому мы утром встаем так, чтобы выйти не позднее 5 часов утра, рассчитывая к темноте придти в Череповец или, в крайнем случае, в Вычеловскую бухту, яхтсмены прозвали ее Комариной бухтой. Это км 40 не доходя Череповца. Переходя водохранилище, я имею в виду и еще несколько пунктов укрытия: река Согожа, речка Маткома в деревне Гаютино, бухта в поселке Мякса. Но, чтобы попасть в любое из этих мест, надо на изрядное расстояние свернуть со своего пути. Жалко времени на это. Конечно, если припрет, то жалеть времени не надо, а надо скорее удирать туда, но, лучше, если вы не проспите, выйти спозаранок и за световой день пересечь всю Рыбинку. Если вам пришлось зайти на ночевку в реку Согожу, то следует знать, что километрах в 8 от устья на ней стоит городок Пошехонье. Чуть не доходя города по правому от вас берегу - мосточки, от которых 200 метров до бензоколонки. Как через Рыбинку ходить? А очень просто. Смотрите карту, смотрите на ветер, смотрите на буи. От Петраковского ручья до Череповца 160 километров. Случалось мне все эти километры промолотить за день. А случалось иначе: однажды, по пути в Москву, мы проходили Рыбинку 4 дня. Это - как она пропустит. Можно об этом прочитать в моей первой книге (под названием "Записки яхтсмена"). Стало быть, стартовали вы в 5 часов утра. Из Петраковского ручья лучше выйти на моторе, а там - смотрите на ветер. Если он слаб, а рано утром это бывает часто, то под мотором лучше пройти начало пути - острова Копринский, Трясье, Шумаровский. Поровнявшись со створом-тройником Бабьи Горы, будьте внимательны: здесь пересекаются несколько судовых ходов, посмотрите на карту. А далее - будьте еще внимательнее - ваш путь идет через затопленный город Мологу - четко придерживайтесь линии буев, иначе пересчитаете килем фундаменты домов. Когда встанете на основной, б3-й судовой ход, поднимайте паруса. Чаще всего я выходил в плавание во второй половине июня, и мы заставали на Рыбинке устойчивые ветра южных четвертей, т.е. для нас попутные, причем не сильнее 2-х - 3-х баллов. Тогда мы ставили спинакер и спокойно двигались 3-х - 4-хузловым ходом. Хорошо, конечно, когда видимость хорошая, буи на Рыбинке стоят довольно да- леко друг от друга. Когда пасмурно или дождь, трудновато бывает углядеть следующий буй. Но есть ведь еще и такая вещь, как компас. А б3-й судовой ход идет почти в одном направлении и прямо на север. Номера на буях здесь тоже крупно обозначены белой краской и прочесть их можно изделека. Первую половину дня вы будете удаляться от берегов и какое-то время их не видеть. А после середины дня впереди и справа покажется Мяксинский берег, и по мере приближения вы увидите Мяксинский щелевой створ. Здоровенные красные знаки на берегу. Держа по этому створу, вы приближаетесь к берегу, а потом судовой ход плавно повернет от него. Плавание по Рыбинке, если обстановка спокойная, довольно однообразно. Заскучав, не забывайте поглядывать на небо. Конечно, рыбинские шквалы - это не глобальный катаклизм, но лучше их не прозевать, а при подходе шквала - поубавить парусов: зарифить грот, стаксель поменьше поставить. Спинакер, конечно, убрать. Вот вы миновали траверз поселка Мякса. Его двухэтажные дома на высоком берегу видны издалека. В случае необходимости можно свернуть туда от 29 черного буя и там переночевать. Только учтите ветер - бухта в Мяксе открыта для восточных ветров, и при северных там тоже будет неспокойно. Не ищите створных знаков, обозначенных на карте - их давно уже нет. Увидите пару буев близко к бухте, на них и держите. А между буями и берегом судовой ход идет между здоровенным камнем и грудкой небольших камней. Держите поближе к грудке. В поселке есть магазины, есть почта, откуда можно связаться с Москвой, и можно разжиться бензином. Если у вас нет ни желания, ни нужды заходить туда, проходите 29-й буй и терпеливо отсчитывайте следующие, пока не поровняетесь с 38-м черным. Посмотрите на часы: если день идет к концу, т.е. 18 часов уже есть, я не советую вам идти дальше до Череповца - вам придется ночью идти по Шексне с оживленным движением и тысячами городских огней. Да и усталость у вас уже накопилась, а усталые люди часто делают ошибки, которые могут дорого обойтись. Лучше прямо от 38-го буя сворачивайте направо - на 90 градусов по компасу и вскоре увидите по курсу красный буй, стоящий посреди входа в Комариную бухту. А, подойдя поближе, разглядите на берегу бухты, среди леса, прямоугольные знаки несветящего створа. Держитесь на его линии, и вы войдете в Комариную бухту. Она имеет два рукава - вправо и влево. Вправо - к деревне, я предпочитаю уйти влево. Сворачивать надо сразу за красным буем, на который вы шли, и двигаться посреди рукава.
Рис. 9. " Комариная" бухта
Двигайтесь медленно, особенно при свежем северном ветре, он сгоняет воду в северной части Рыбинки, и глубина уменьшается на 50 - 60 см, а для Комариной бухты этого достаточно. Однажды я свободно вошел туда, а наутро с трудом продирался к выходу через мели. Пройдя по рукаву метров 300, вы огибаете небольшой мысик справа и за ним ищете место, где яхта подойдет близко к берегу. При этом не забывайте взглянуть вверх - мачта может упереться в толстые ветки сосен. Может быть придется сделать несколько подходов - глубины меняются. В своих плаваниях я вожу на яхте трехметровый трап - прочную доску с набитыми на нее брусками-ступенями. На ходу этот трап крепится по борту вдоль леерных стоек и никому не мешает, а на стоянках - неоднократно себя оправдывал: часто яхта упирается килем в мель, не дойдя до берега метр-другой. Тут баковый матрос в сапогах или без штанов лезет в воду, крепит на берегу носовой швартов, а потом принимает с яхты трап, по которому мы ходим на берег "яко посуху". Наутро, собравшись, можно двигаться к Череповцу, тут уже недалеко. Выйдите опять к 38-му бую, и - на север, но вскоре судовой ход плавно повернет к западу, а километров через 6 - опять на север. Здесь фарватер не такой прямой, как посреди Рыбинки - изгибается, и прошу вас: постарайтесь все же следовать ему, иначе сядете. Около 42-го красного буя на карте обозначен хороший ориентир - притопленная церковь Любец. Хороший ориентир... был! Церковь рухнула, остался маленький островок из обломков, ориентиром служить не может. Не ломайте глаза в его поисках. Есть запасной судовой ход вдоль восточного берега Рыбинки, но он действует и обставляется только в годы, когда уровень Рыбинки достаточно высок. Вы знаете, какой уровень в этом году? Нет? Я - тоже. Следуйте по основному ходу. "Город химиков и металлургов" (это - опять газетный штамп) Череповец вы увидите очень издалека - километров за 20, т.е. не сам город, а огромную тучу дымов различных цветов, которые испускают упомянутые химические и металлургические производства. Картина удручающая, местным жителям не позавидуешь. Следует иметь в виду нехорошую привычку предприятий Череповца в результате аварий выпускать в Шексну и, следовательно, в Рыбинское водохранилище различные вещества, например серную кислоту, фенол и т.п. Лучше не пейте воду из-за борта в Рыбинке. Вскоре, обогнув правым бортом остров Ваганиха, вы замечаете, что озерные буи кончились и начались малые - речные: это вы вошли в реку Шексну. Здесь прошу вас быть внимательными: движение, как на Садовом Кольце. Дело в том, что на причалах череповецких металлургического завода и ПО "Аммофос" загружаются и разгружаются суда, часто подходят и отходят. Не говоря уже о пассажирском и грузовом портах, теплоходиках местного сообщения и пр., т.е. глаза у вас должны быть не только на лице, но и на затылке. А пройти по Шексне вам надо около 12 километров, пока вы сможете свернуть в реку Ягорбу, разделяющую город на две части. Почему в Ягорбу? Во-первых, здесь можно хорошо встать к бетонной набережной. А во-вторых - до всего близко: магазины, вода, телефон, бензин. Бензин очень часто продают на стоянке мотолодок за мостом через Ягорбу. А уж если нет, то километра полтора вам придется отмолотить с канистрами вправо от., моста. Газовые баллоны тоже недалеко заправляют. Местные жители вам все покажут. Также за мостом через Ягорбу имеется магазин "1000 мелочей". Название неправильное - мелочей там гораздо больше тысячи. В частности - очень богатый выбор инструмента. Ночевать здесь, у набережной, я бы вам не советовал - слишком уж тут оживленное движение, яхту все время подхлестывает и раскачивает волна от проходящих судов.
Рис. 10. Подходы к я/к Торово
Да и вообще, ночевать посреди города не очень приятно. На ночевку я обычно уходил либо к причалу Кабачино у другого берега Шексны, он в виде буквы Т, и за его перекладиной можно хорошо стоять, либо, если позволяло время, возвращался к устью Шексны, сворачивал направо в реку Суду (она судоходна и обставлена), и еще раз направо, в речку Торовку, она же канал, ведущий к промпорту ПО "Аммофос". Еще с реки Суды вы увидите мачты яхт, стоящих у берега - здесь череповецкий яхт-клуб. Швартоваться удобно у вышки для прыжков в воду. Здесь, в яхт-клубе, в будние дни почти никого не бывает - тихо. Я обычно разыскивал сторожа и докладывал ему, что, мол, яхта из Москвы просит разрешения переночевать. Разрешают с полным удовольствием. Это место называется Торово. Иногда, чтобы не делать лишних концов, я сюда направлялся прямо с Рыбинки, здесь ночевал, а наутро отправлялся в Череповец, закупал все, что нужно, потом двигался дальше.
от Череповца до Вытегры
А что дальше? Далыце - 55 километров по Нижней Шексне, судовой ход здесь узкий и извилистый, а сразу за судовым ходом - мели -где мягкие, а где и каменистые. Еще когда я ходил на яле с осадкой полметра, мне случалось, отойдя от судового хода на 5 метров, загромыхать по камням.
Имейте в виду, что вы здесь движетесь против течения. Течение здесь слабое, просто следует знать, что красные буи у вас слева, а белые - справа. Постоять на этом переходе особенно негде, да и ни к чему - пять с небольшим часов хода, и вы прибываете в город Шексну, где вам предстоит шлюзование.
Это будет шлюз №7 уже Волго-Балтийской речной системы или, как его называют, Волго-Балта. Этот речной путь существует с 1964 года. Он заменил старую Мариинскую систему, которая служила более 150 лет. Нам частенько надоедает прохождение семи шлюзов Волго-Балта. Но мы забываем, что в Мариинской системе судам приходилось шлюзоваться более 30 раз. Шекснинский шлюз №7 двухниточный, это значит, что две камеры его идут параллельно. Здесь вам придется причалить к правому по ходу берегу, пройти на территорию шлюза, разыскать диспетчерский участок и узнать там:
надо ли оплачивать шлюзование. А если не надо, то договориться о порядке вашего прохождения шлюза: когда, за кем, в какую нитку.
Если после шлюзовки вы хотите произвести какие-то закупки, то, выйдя из шлюза, сверните направо и,подойдя к пассажирской пристани, ошвартуйте яхту сбоку нее бортом. Поставьте яхту так, чтобы нос не высовывался за уровень пристани, и посылайте людей в магазин.
Город Шексна, так\же как и Череповец, ни с Исторической, ни с эстетической точек зрения особого интереса не представляют. Города, существующие только благодаря промышленности в них. Яхту здесь без присмотра оставлять нельзя (как, впрочем, и в других обитаемых местах). А произведя закупки, возвращайтесь на основной судовой ход и, пройдя разлив после шлюза и плотины, вы обогнете крестовый поворотный буй и окажетесь в Средней Шексне. Есть тут и буи, есть и створы, но чем хороша эта Средняя Шексна, это тем, что она широкая и почти от берега до берега - глубокая. Берега красивые - холмистые и лесистые. На карте у берегов обозначен затопленный лес, а иногда и на местности видны торчащие из воды коряги. Но ширины хватит и для лавировки, и, тем более, для движения одним галсом. Не припомню случая, чтобы мне пришлось здесь идти под мотором. Насчет стоянок. Иногда я сворачивал в широкую и тихую реку Ирдомку - правый приток Шексны. Заходить в нее следует, держась в 20 -30 метрах от ее правого берега (карту посмотрите), а, поровнявшись с обломками причала, можно уже гулять по всей ширине реки. У левого берега Ирдомки - база отдыха Череповецкого метзавода, у берега стоит дебаркадер. Иногда там разрешали постоять, иногда - нет. Тогда я уходил метров на 500 вверх против течения и недалеко от берега становился на якорь. У какого берега? А у того, который прикроет вас от ветра. Я обычно описывал циркуляцию диаметром метров 20 и посередке нее становился на якорь, убедившись, что глубина достаточна. Якорный конец крепим на носу, и яхта сама развернется носом к ветру. Вообще, ночевка на одном якоре, если он хорошо держит - вещь неплохая. Надо только следить, чтобы якорь пошел в воду как следует, т.е. не швырять его, как попало, а чуть притормаживать рукой якорный конец, чтобы он не захлестнул за лапу якоря. Неплохо также на самом малом ходу положить якорь с кормы и, убедившись, что якорь забрал, перенести якорный конец на нос.
В километре выше устья Ирдомки на Шексне стоит пассажирский причал Ирма. Оттуда тоже близко до упомянутой мной выше базы отдыха. Там есть магазин, бар, питьевая вода. Есть также сауна, но это - уже предмет отдельного разговора с местным начальством. А ночевка у этого причала плохая - судовой ход близко, волна будет ночью лупить по вашей яхте. Несколько выше по Средней Шексне случалось мне стоять у при-топленной баржи рядом с причалом Аристове. Не советую только делать это в выходные дни - спокойствия не будет: на берегу идет повальная пьянка. А также имейте в виду, что судовой ход близко: разверните яхту носом к воде и оттяните ее от баржи подальше. Иногда мне случалось зайти на ночевку в устье реки Камешницы -правый приток Шексны, впадает в нее на 629-м километре. Заранее вас предупреждаю, что подходов к берегу здесь нет - ночевать придется на якоре. Зато - тихо и спокойно. Входите в реку на 250-300 метров и посередке становитесь на якорь. Я сюда заходил, если дело шло к вечеру. Почему? А потому, что через пару километров начинается Сизьминский разлив - водоем широкий и, как бы это сказать? - не всегда уютный. Здесь частенько гуляют свежие ветра и разгоняют короткую и крутую волну, бывает до 1.5 метров. А буи и створы довольно далеко друг от друга, поэтому ночью, да при плохой видимости я бы не хотел идти через этот разлив. Когда-то московская яхта "Тишина" ночью потеряла здесь ориентировку и нанизалась на торчащее из воды бревно. Что с ними потом было - это к моему повествованию не относится. Я только скажу вам, что на Волго-Балте, так же как и на Волге, я стараюсь избежать ночных переходов. Тоже бывали неприятные случаи. Здесь погибла московская яхта "Удача", столкнувшись ночью с сухогрузом. И человек погиб. В мою задачу не входит разбор аварийных происшествий, скажу только, что днем этого бы не произошло. В начале Сизьминского разлива у вас по корме останется щелевой створ - три красных знака на берегу, по ним и выставьте ваш компасный курс, а потом увидите и буи впереди. Здесь, в начале этого судового хода, есть еще боковой ход влево - в реку Ковжу. Он обставлен речными бакенами. Я там не бывал, а друзья бывали, и говорят, что там неплохие рыбные угодья. Туда из Череповца рыбаки ездят на выходные дни на катерах и моторках.
Если вы прошли Сизьминский разлив, и команда притомилась, можно встать на отдых, свернув с судового хода за красный буй на 660-м км. Здесь увидите небольшой остров, который укроет вас от волны и ветра с разлива. Весь ход по Сизьминскому разливу - 33 км. А дальше вы попадаете в Верхнюю Шексиу. Что мы здесь имеем? На 665-м км справа будет вход в Северо-Двинский канал. Сюда обычно сворачивают те, у кого есть лишние дни, и кто хочет посмотреть Кирилло-Белозерский монастырь. Войдя в канал, через 300 метров вы упретесь в два маленьких деревянных шлюза. Перепад воды в первом 1 метр, а во втором - три. Тут надо выходить на берег и обращаться к теткам в будке: если они в хорошем настроении, то прошлюзуют сразу, а если в плохом - заставят ждать попутного теплохода, который придет неизвестно когда. После шлюзов - 10 км узенького канала, затем наплавной мост, который вам откроют по первому требованию. И вы оказываетесь в красивом Сиверском озере, на берегу которого стоит городок Кириллов со своим знаменитым монастырем. Есть местечко прямо под стенами монастыря, где вы сможете подойти прямо к берегу. Примета - отдельная группа деревьев, а рядом мостки, с которых рыбачат. Кстати тот, кто не пойдет на экскурсию, а останется стеречь яхту, может тоже закинуть удочку - в спокойную погоду здесь ловится крупная плотва. А прямо напротив места, где вы причалили, есть в стене калитка, через которую вы попадете в монастырь и начнете свою экскурсию. В монастыре, в числе достопримечательностей имеется заведение под названием "Трапезная", там вас могут хорошо накормить. А в городе можно прикупить кое-что из продуктов. А в 20 километрах от Кириллова - село Ферапонтове, где находится Ферапонтов монастырь, знаменитый своими хорошо сохраненными фресками Дионисия. Туда можно из Кириллова съездить на автобусе. Восточная пословица гласит: "Прежде, чем войти, подумай, как выйти". т.е., отправляясь в Кириллов, надо иметь в виду, что вам предстоит выход и опять шлюзовка. По пути туда договоритесь с тетками на шлюзе об обратном проходе, возможно, они вам скажут, когда завтра пойдет попутный для вас теплоходик. Если вы в Кириллов не пошли, вам следует знать, что можно переночевать, встав сбоку пассажирского причала Топорня, он через полтора километра после входа в канал. По правилам - не положено, но обычно никто не возражает. На берегу, правее причала, родничок с хорошей питьевой водой. А с другой стороны - вполне цивилизованный туалет на 2 очка - вы, наверное, по такому уже соскучились. Судовой ход по Верхней Шексне - узкий и извилистый, на карте многие места называются "прорезь". Похоже, - в некоторых местах ширина фарватера не более 70 метров. Хотя разлив местами достигает 2-3 км. В 16 км выше Топорни на холмистом левом берегу Шексны лежит селение Горицы. При подходе доставайте фотокамеры: на берегу виден красивый Горицкий монастырь, с воды хорошо смотрится. Его сейчас реставрируют. А из Гориц автобус ходит в Кириллов, можно съездить отсюда, если вы не захотели заходить в канал. Сразу за Горицами - живописный проход между двумя высокими островами. Они называются: гора Никитская и гора Городецкая. Тоже можно пофотографировать. В самих Горицах постоять негде, от пристани гоняют. За островами - широкий разлив; если ветра нет или он слабый, можно встать на якорь за горой Никитской, метрах в 30 от берега. А можно и к берегу подойти, свернув после прохода направо и подойдя к крутому берегу острова гора Городецкая. Тоже смотрите на ветер: если задует свежий западный, волну разгонит, и стоять будет беспокойно. А через 30 км после Гориц вам предстоит выход в Белое озеро. Не доходя него километров 10 вы найдете обставленный боковой фарватер к селению Вогнема. Там - нефтебаза и бензоколонка, но есть смысл туда пойти, если вы поспеваете - все это работает до 18 часов. Там же при подходящем ветре, т.е. с берега, можно и переночевать. Или у деревянной набережной нефтебазы, у дальнего ее конца, или у пассажирского причала - он чуть подальше. А за 7 км до входа в Белое озеро вы увидите на левом от вас берегу серый столбик наподобие обелиска - это вход в Белозерский обводный канал. Хаживал я по нему, когда не нравилась обстановка на Белом озере. И скажу вам прямо: не люблю я этот канал! Он - узкий и мелкий, иногда мели доходят до середины канала. Бревна в канале не только плавают, но иногда и точат из воды, как сваи. А есть там кое-что и похуже: плоты по нему таскают.Не один раз приходилось прижиматься к берегу, высаживаться на мель и молить Бога, чтобы бревна, торчащие от плота, не зацепили и не разнесли вашу яхту. Плоты длинные, подолгу приходится ждать, пока его мимо протащат. А бывало и еще хуже: посреди канала стоит баржа, рядом плавкран, который грейфером грузит на нее грунт - углубляет канал. Он-то углубляет, а вам-то - не пройти. Случалось возвращаться.
А пройти хотя бы часть канала иногда надо. На берегу, не доходя 5-7 км до г.Белозерска - нефтебаза с бензоколонкой. Припрет, так и зайдешь, а потом - добежишь до г.Белозерска, а оттуда - через прорезь в озеро. Белозерск - старинный город, постарше Москвы. Соответственно в нем есть памятники старины. Два красивых собора, их купола видны далеко с озера. А еще деревянная церковь конца XVII века. В былые времена сюда цари ссылали опальных бояр. Есть магазины. И баня. И обмен газовых баллонов. Но не только поэтому я иногда проходил каналом. Меня немного пугает неспокойный нрав Белого озера. Что такое это озеро? Круглое блюдце диаметром 45 - 50 километров. Глубины во всех местах - от 4-х до 5.5 метров. Это значит, что, если разгонит волну, а это здесь бывает часто, то волна будет крутая и короткая, как и на всех мелких водоемах. А если при этом ветер встречный, то вас ожидает долгая, трудная и нудная лавировка. Моим одноклубникам случалось, выйдя в Белое озеро и побултыхавшись немного, повернуть обратно, уйти в Шексну и, найдя укрытие, переждать, пока на озере не станет поспокойнее. Я не склонен никого осуждать за такое решение - это не трусость, а разумная осторожность. Переходя Белое озеро, посматривайте на воду на предмет бревен, они там имеются и ведут себя коварно. Встреча с бревном, особенно стоячим, не сулит вам ничего хорошего. В период белых ночей можно переходить через озеро и ночью, но вахта должна быть внимательна. Выход рассчитайте так, чтобы в реку Ковжу войти уже при свете. А если вам дозарезу хочется побывать в старинном городе Белозерске, так в него можно попасть и с озера, для этого имеется прорезь, огражденная каменным волноломом. Входить желательно засветло, тогда вы издалека увидите красный столбик на конце волнолома, а дальше - буи, ведущие к городу. Если вам придется ночевать в Белозерске, не вздумайте становиться для этого в канале. Там иногда проходят плотогоны с плотами или буксиры с баржами и при подходе орут по радио: "Раздавлю и отвечать не буду!" Лучше попросить отодвинуть наплавной мост (нам не отказывают) и свернув в ковш Белозерской рембазы, найти тихое место у какой-нибудь брошенной баржи. Нет на этой стоянке ничего хорошего, кроме спокойствия, но ведь и это - немало. "На свете счастья нет, а есть покой и воля!" Имейте в виду также, что, если, не дай Бог, поломалось у вас на яхте что-то, на рембазе вам помогут это "что-то" отремонтировать.
Рис. 11. Белозерск
Пребывая в Белозерске, помяните многочисленных арестантов, пребывавших в многочисленных окрестных лагерях. Здесь В.М.Шукшин снимал свою "Калину красную". А наутро - обратно через наплавной мост, в прорезь и - в озеро. Просчитайте свой компасный курс на вход в реку Ковжу, и - вперед! Основной судовой ход через озеро обставлен большими буями осевой системы, их видно издалека. И теплоходы, идущие по озеру, вам помогут. А еще ориентир - церковь Ковжа у входа в эту реку. Но это, конечно, дальний ориентир, а перед входом в Ковжу надо держать по створам и буям. Их здесь достаточно. Если вы прошли Белое озеро к концу дня, можно уйти на ночевку к рыбачьему причалу в поселке Ковжа, у церкви. Далее ваш путь лежит по реке Ковже и водораздельному каналу. Скажем прямо - места не очень приятные. Вокруг болота, поэтому - невообразимые полчища комаров. Это 90 километров от выхода из Белого озера до шлюза №6 Волго-Балта. Я всегда стараюсь проскочить эти места без остановок. Но о стоянках скажу на всякий случай. Вначале пойдут широкие разливы с узким судовым ходом, невдалеке от которого торчат из воды коряги. А потом канал с болотистыми берегами, встать в котором практически негде. Иногда на 774-м км я сворачивал в реку Шелопасть, она обставлена буями и запанями, потом в реку Кему и, пройдя всего 3 км от основного хода, можно пристроиться на ночевку за пассажирским причалом в пос. Новокемский. Причал - это здоровенная баржа, можно спрятаться между ней и берегом. Местные жители относятся к нам приветливо. В Новокемском есть нефтебаза, там можно запастись горючим. Здесь также места расположения лагерей, в большинстве уже брошеных. Лес вырубили и лесоповал окончился, а зэков перевели в другие места. Бывший большой лагерь вы увидите с воды около причала Курдюг. Причал тоже брошенный, почти развалился. Стоянка здесь плохая.
Есть на Ковже и еще места для ночевок, но не очень удобные. Река неширокая, судовой ход рядом. Когда проходит пассажирский теплоход, он сначала мощно отсасывает воду от берега, а потом дает такую волну, что ваш якорь, как пробка, вылетает из грунта. Нет, на Ковже стоять плохо. А вода в ней - цвета кофе (без молока), не то что пить или посуду мыть - палубу не помоешь, одна грязь будет. Один местный житель подсказал, что на 809-м километре можно зайти в реку Тумбу. Я туда заходил и ночевал, река глубокая и вода в ней темного цвета, но чистая. А подхода к берегу мы и там не нашли. И - комар, многомиллионный комар! Злой, как сатана! На 820-м км по правому для вас берегу имеется пассажирский причал Ужла. Возле него можно пристроиться сбоку для ночевки. Как обычно, проследите, чтобы нос яхты не высовывался: утром к причалу подходит "Метеор". После 826-го км начинается поселок Анненский мост. Мост там и в самом деле есть - наплавной. Это - две здоровенных баржи, они перекрывают судовой ход, по ним едут машины и идут люди. Для вас Одних этот мост не разведут - и не просите. Становитесь с краешка к пассажирской пристани (у вас она слева) и следите. Как только поднимут пандусы с краю моста, командуйте: "Отдать концы!", и - по газам. Обычно мост начинают отводить, когда теплоход еще далеко, я его не ждал, а сразу проскакивал. Если же вы идете в сторону Москвы с севера, то перед мостом я ждал, Причалив к небольшому дебаркадеру. Около него и переночевать разрешают. Еще в поселке Анненский мост есть столовая, раньше там неплохо кормили. И питьевой воды там можно набрать. Еще 20 километров - и опять препятствие: в селении Волоков мост - тросовая паромная переправа. Слева у вас - бревенчатая стенка, около нее глубоко, можно подойти, прицепиться к стенке и подождать, пока троса опустят. А через 10 километров после Болотова моста шлюз №6 Волго-Бал-та, т.е. здесь вы начнете спускаться до уровня Онежского озера. Здесь я практиковал тот же способ, что и везде: подходил к стоящему в ожидании теплоходу к просил вахтенного связаться по УКВ с вахтой шлюза и получить указания насчет нашего шлюзования. А потом становился к палам справа по нашему ходу. Не пытайтесь залезть за них - там сразу же мелко. Да и уровень меняется часто. Вытегорские шлюзы вдвое уже московских, т.е. по ширине может встать только один теплоход. А по длине - два, и если зашли два "Волго-Дона", то для вас уже места не останется, а вот, если "Волго-Дон" и какой-либо маленький, то один-два свободных рыма для вас будут. От шлюза №6 до пятого - 5 с небольшим км, а уже через три км начинается длинный подходный канал. Поэтому, если сразу по выходе из б-го шлюза теплоход убежит от вас, не пытайтесь оторвать ручку газа у вашего мотора - в канале теплоход замедлит ход, и вам еще ждать придется. Если дело к ночи, то здесь есть два места для ночевки. Первое - сбоку у причала Девятины. Надо спросить разрешения, если есть у кого спрашивать. Утром сюда подойдет "Метеор". Второе местечко - в бухточке севернее Девятин. Между 5-м и 4-м шлюзами, а также между 4-м и 3-м, расстояния маленькие - меньше километра, так что не мчитесь за теплоходом, а выйдя, посторонитесь вправо: скорее всего идут встречные суда, не мешайте им.
Выйдя из 3-го шлюза, вы попадаете в Белоуеовское водохранилище. До второго шлюза будет 5.5 км; но вы гляньте на часы: если дело к темноте (а темнеет здесь поздно, вы уже на севере), а команда ваша притомилась, то здесь имеются два прекрасных места для стоянки. Местные жители гордо называют эти места "Вытегорская Швейцария". Ну, положим, супротив Швейцарии Вытегория - это "все равно, что плотник супротив столяра". Но, думаю, было бы здесь очень неплохо, если бы вода была почище, она здесь еще цвета Ковжи. Одно из удобных для стоянки мест - на 867-м км, сразу за белым буем виден вход в узкую и длинную бухту. Глубины посреди бухты -5-6 метров, и легко найти место, где встать носом к берегу. Стоять здесь спокойно. На берегу - грибы, иногда в безумном количестве. При подходе к берегу - глаза кверху: ветки сосен торчат.
Второе место чуть дальше этой бухты. Обогните полуостров правым бортом и осторожно войдите между ним и следующим островом, держась посредине, подвиньтесь почти до берега, а метрах в 6-7 возьмите чуть правее. Будете стоять носом к яровому берегу. После шлюза №2 начинается Вытегорское водохранилище. Здесь до 1-го шлюза 10 км, а при подходе к нему вы уже находитесь в городе Вытегре. Отшлюзовались, и через 300 метров от нижних ворот сворачивайте направо в реку Вытегру. Река - громко сказано - так, речка. Но она судоходная на целый километр, и, кроме того, она - улица города. Метров через 600 река свернет чуть влево, вы туда не ходите, а прямо по носу увидите каменный столбик, наподобие памятника. Здесь сохранили в качестве музейного экспоната старый деревянный шлюз Мариинской водной системы, которую в наши дни заменил, спрямил и укоротил Волго-Балт. Прямо в воротах этого шлюза можно встать, растянув яхту поперек ворот.Стоять удобно, один только недостаток: это место облюбовала вытегорская молодежь - днем для купания, а вечером и ночью - для тусовок. Гуляют допоздна, сильно шумят и применяют ненормативную лексику.
Рис. 12. Стоянка в Вытегре
Зато в Вытегре - как в Греции - всё есть. В магазинах продукты, с почты можно связаться с Москвой, питьевая вода близко. А с бензином и вовсе хорошо - при выходе из реки Вытегры в канал, не доходя 100 метров, на берегу бензоколонка. Вы увидите на правом по ходу берегу стенку. Швартуйтесь бортом к ее началу, вылезайте и пройдите 20 метров назад - попадете на бензоколонку. Отправляясь за бензином, наденьте штаны - здесь не любят джентльменов без штанов.
Уже в перестроечные времена я заметил: чем дальше от Москвы, тем бензин дешевле. Но зато - грязнее, советую вам как следует его фильтровать. Вытегра - город старый, здесь еще Петр I бывал. Но из исторических мест - только большой собор, в котором расположен местный краеведческий музей. Самый интересный экспонат - чучело: "Ворона серая обыкновенная".