|
||||||||||||
|
||||||||||||
Остров Парос, третий по величине остров Кикладских островов, находится прямо в центре архипелага. Его площадь - -195 кв.км. Парикья, она же Хора, как раз административный центр Пароса. Поэт АрхилохНа Паросе родился один из величайших поэтов античности Архилох. Сын аристократа и фракиянки, вполне возможно, рабыни, Архилох стал профессиональным воином-наёмником. В перерывах между боями он придумывал новые поэтические приемы, например, широко известный даже двоечникам шестистопный ямб, создал эпод – чередование коротких и длинных строк. Архилох прервал традицию создавать напыщенные пафосные занудства , стал писать легкие и язвительные басни, эпиграммы, гимны богам, элегии. В нашей поэзии такими приёмами виртуозно владел А.С.Пушкин. Предполагается, что Архилох жил аж в середине VII века до н.э. Дату определили по упоминанию им в одном из своих стихотворений полного солнечного затмения: "В полдень ночь пришла на землю". Решили, что описано затмение, которое по рассчетам случилось в этих краях 6 апреля 648 г. до н. э.. Иначе никак - древний грек не будет древним. Не знаю на каких носителях, но согласно официальному мнению до нас дошло множество фрагментов из произведений Архилоха.Скульптор СкопасПарос издавна был знаменит добычей и продажей уникального прозрачного белоснежного Парийского мрамора. Известно, что его использовали при создании храмов Аполлона в Тилосе, Гермеса в Олимпии, скульптуры Венеры Милосской, что ныне украшает не о.Милос, а парижский Лувр, частей храма Соломона. Среди этого великолепия исходного материала не мог не появиться великий мастер по мрамору. Им стал Скопас - известный скульптор и архитектор, современник Праксителя, чьи работы отличает динамика и внутренняя энергия, и чьё творчество оказало большое воздействие на скульпторов эллинистической культуры. Он был одним из четырех скульпторов, которые участвовали в строительстве одного из чудес света - мавзолея в Галикарнасе (ныне Бодрум в Турции). В Галикарнасе сохранился фриз его работы с изображением битвы греков с амазонками, в Тегесе (ныне Пиали) - фигуры из фронтонной композиции храма Афины Алей. Известны и другие авторские работы скульптора. А вот известный всем Пракситель, кроме единственной работы, дошел до нас только в копиях.Церковь Экатонтапилиани (Стовратная) Успения БогородицыГлавным украшением города и острова является один из наиболее значительных раннехристианских памятников Греции - большая византийская Стовратная церковь (Экатонтапилиани). Официальное название - церковь Успения Богородицы. Церковь сложена из х разноцветных камней. Внутри много интересных икон.По преданию, церковь была основана Св. Еленой, матерью византийского императора Константина Великого, в исполнение обета, данного Богородице во время страшной бури, которая вынудила Св. Елену остановиться на Паросе (у нас в местных легендах всё поназывала и поосновывала Екатерина II, так на Кикладах Св. Елена). С церковью связано множество легенд. Согласно одной их них, фантастической, как только будет найдена сотая дверь в церкви, в которой сейчас, вроде бы, насчитали 99 дверей и окон, Константинополь (Стамбул), ни много ни мало, будет возвращен грекам. Другая легенда трагическая. Автор здания, возведенного при императоре Юстиниане, зодчий Игнатий пригласил своего учителя - Исидора Милетского, построившего Св. Софию в Константинополе, похвастаться своим творением. Учитель высоко оценил работу и даже позавидовал таланту ученика. А чтобы избавиться от конкурента по славе и остаться непревзойденным из живущих, он пошел на преступление и столкнул ученика с кровли храма. Но тот успел уцепиться за учителя. В общем – сия пучина поглотила их - оба упали и разбились. В XVIII веке во время землетрясения рухнул тяжелый каменный свод церкви. Сейчас мы видим восстановленный в начальном стиле. Слева от алтаря расположена самостоятельная церковь - придел св. Николая. Справа - баптистерий с купелью в виде креста, по слухам, самый древний и лучший по сохранности на всем православном Востоке.
Отличительная особенность острова - песок, наносимый ветром. По утру проснувшись, мы нашли нашу яхту покрытой тонким слоем песка. А возле естественных препятствий в виде обуви и миски вообще нанеслись песчаные торосики. Лавочники в магазинчиках на пирсе привычно сметели песок со своих товаров. Нигде и никогда мы не видели продавцов лавок, поголовно вооруженных щетками- смётками и активно их использующих. Перед отходом и нам пришлось смывать песок с яхты струей воды из шланга. За время поездки по Греции нас преследовали предвыборные плакаты. Всех кандидатов мы уже знали в лицо не хуже дедушки Ленина. Знали даже, кто будет впереди - его сытое и казавшееся молодым на фоне других кандидатов личико смотрело иногда даже с мусорных бачков ввиду занятости остальных доступных поверхностей его же изображением. На Паросе мирное до сих пор изображение еще и заговорило. И как раз в ту минуту, когда мы проникались тысячелетней историей в Стовратной церкви - а она, Её Величество История, действительно там ощущается. Вдруг на улице раздались громкие восторженные звуки, напоминающие выступление Гитлера перед началом осуществления плана Барбаросса. Решив, что свершается местная октябрьская революция, мы выглянули на улицу - на площади перед церковью на большом экране показывали видеозапись выступления Чаще Других Наклеенного Кандидата, прерывающуюся восторженными криками и переходящими в овацию аплодисментами, словно выступавший был оперной звездой первой величины и присутствовал живьем. Громкость звука - чуть меньше 90 дБа. Перед экраном спокойно, явно для "галочки", стояла реденькая группа из нескольких человек разного возраста, включая дошколят, с национальными флагами Греции в бело-синюю полоску. Посетители ресторанов спокойно, по-ихнему, по-гречески, кушали и пили вином. Аплодисменты и восторг были записаны. Знакомый формализм. Но какой навязчивый и громкий!
Продолжение >> |
||||||||||||