Путеводитель "Речные круизы по Волге"
Общие сведения о круизах по Волге
Шлюзы и шлюзование
Шлюзы служат для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой. На протяжении нашего путешествия корабль будет проходить через многие из них. В Западной Европе шлюзы начали строить в XVI в. В России первые шлюзы были сооружены на Вышневолоцкой системе в XVIII в.
Основная часть шлюза - камера - предназначена для размещения судов и ограничена металлическими воротами (затворами). Для повышения уровня воды в шлюзе до отметки верхнего бьефа камеры наполняют водой, поступающей по специальным водопроводным системам самотеком под действием напора — по принципу сообщающихся сосудов. Примыкающие к шлюзам каналы или участки акватории оборудованы причальными сооружениями для швартовки ожидающих судов.
Шлюзы бывают однокамерные и многокамерные (многоступенчатые). Число камер зависит от величины падения уровня воды и рельефа местности. Наиболее распространены однокамерные шлюзы. Двухкамерные шлюзы имеются на Волгоградском гидроузле, Беломорско-Балтийском канале, канале имени Москвы.
На участках с интенсивным судоходством строят парные двухниточные шлюзы, которые имеют большую пропускную способность. Они могут состоять как из однокамерных, так и из многокамерных шлюзов.
Шлюзование - проход судна через шлюз - состоит из ряда последовательных операций (открывание и закрывание ворот и затворов, наполнение камер водой, ввод и вывод судов).
К шлюзу подходят на самом малом ходу, обеспечивающем управляемость судна. При наполнении шлюза образуются волны, поэтому для безопасности все суда должны быть пришвартованы за специальные устройства на стенах камеры: на современных шлюзах это плавучие рымы, на старых - вмонтированные в стены крючки и швартовные тумбы на парапетах стен. Стенки шлюза предохраняются от навала судов специальными плавающими или навесными кранцами.
|